Теряем ли мы картины Ван Гога?

Мировые СМИ бьют тревогу - полотна непревзойдённого голландского мастера стремительно теряют цвет. Смогут ли наши потомки увидеть произведения художника в первозданном виде?

Мировые СМИ бьют тревогу - полотна непревзойдённого голландского мастера стремительно теряют цвет. Смогут ли наши потомки увидеть произведения художника в первозданном виде?

Информационный повод прессе дала международная группа исследователей из университета Перуджи и Антверпенского университета. Её руководители, Летиция Монико и Коэн Янссенс, заявили журналу "Analytical Chemistry" о том, что шедевры тускнеют год от года. Причина тому - солнечный свет. Если ничего не предпринять, уникальная цветовая гамма полотен Ван Гога будет утеряна навсегда.

Художник был мастером передавать яркий солнечный свет, столь любимый публикой в его картинах. Для этого Ван Гог использовал ярко-жёлтую краску - жёлтый хром, основанную на свинцовом кроне - хромате свинца.

Учёные искусственно состарили сохранившиеся с ХIX века образцы красок аналогичного состава. Пятьсот часов их облучали жёстким ультрафиолетом. Пигмент в результате изменил цвет от ярко-жёлтого цвета до тёмно-коричневого. То же самое происходит с жёлтым цветом на картинах Ван Гога с момента их написания.

Авторы публикации проанализировали образцы краски с полотен Ван Гога "Берега Сены" и "Вид на Арль с ирисами", хранящихся в амстердамском музее художника, и нашли их сильно изменившимеся из-за потускнения жёлтого цвета.

Проведя химический анализ этой краски, учёные выяснили, что хром, входящий в её состав под воздействием ультрафиолета превращается из шестивалентного в трёхвалентный, что, в свою очередь, меняет цвет всего пигмента. В настоящее время исследователи выясняют, можно ли обратить этот процесс вспять или хотя бы "законсервировать" ванговскую гамму в её нынешнем виде при помощи перевозок рефрижератором.

Мария Волкова, художник реставратор галереи "Арт-Город", рассказала Собеседнику.ру о том, что, возможно, европейские учёные слегка превысили масштаб проблемы: "О том, что жёлтый свинцовый крон со временем меняет свой тон коричневому, известно не первый год. Этот пигмент стали использовать в XIX веке. Художники того времени очень любили эту краску за непревзойдённую яркость. Однако, кроме того, что жёлтый хром со темнеет, у него есть ещё один, более серьёзный, недостаток. Он токсичен. Из-за этого в веке XX производство красок на его основе было свёрнуто. Что касается картин Ван Гога, у голландских реставраторов есть все шансы вернуть им былую солнечность, не дожидаясь, пока учёные придумают способ менять валентность хрома. Дело в том, что, как правило, темнеет лишь верхний, микронный, слой краски, если его смыть, жёлтый снова станет жёлтым".

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика