Менты победили интеллигентов

30 мая – 50 лет со дня смерти Бориса Пастернака. К юбилею кинокомпания «Лавр» решила снять фильм о поэте. Много загадок гения было разгадано кинематографистами, но осталась одна, решить которую им было не по силам.

Перевелись в России интеллигенты и аристократы. Казалось, что та эпоха, уходя, не оставила отпечатка на своих потомках.
– Изначально, когда мы замышляли фильм, очень хотели, чтобы письма Пастернака и его воспоминания звучали из уст актера, похожего на поэта, – делится с нами режиссер Светлана Резвушкина. – Но это оказалось проблематично. Мы пересмотрели все актерские картотеки, обошли не один театр, но не нашли человека, даже отдаленно напоминавшего Бориса Леонидовича. В тот момент у нас опустились руки. Хотелось видеть в кадре Янковского, сыгравшего Комаровского в фильме по пастернаковскому «Доктору Живаго», но… Янковский был последний аристократ своего поколения. Порода, стать, лицо... Таких лиц сейчас не найти.

Кино ликвидировало их как класс, делая ставку совсем на иные типажи. Менты и уголовники свели к нулю одухотворенные, умные лица.

– Мы искали интеллигентов и не нашли, тогда Павел Каплевич посоветовал нам искать «полуинтеллигентов». Но и с ними напряженка.
Тогда возникла идея пригласить в проект Олега Меньшикова, он ведь сыграл Живаго в том же фильме с Янковским. Как раз проект Резвушкиной построен на рассказе о многострадальном романе Пастернака «Доктор Живаго» и на том, как в 1958 году на Бориса Леонидовича обрушился шквал обвинений за его сочинение, хотя за это же самое «прегрешение» он был выдвинут на Нобелевскую премию.

– Олег Меньшиков безупречен в работе, аристократичен, – восхищается актером режиссер. – Он очень органично вписался в нашу историю. Ни капризов, ни фанаберии. Во время работы – только работа.

Казалось, дело сделано, актер найден, фильм снят. Но остался вопрос, который не дает покоя режиссеру. Интеллигент – материал, не востребованный отечественным кинематографом. «Ко двору» больше приходятся криминальные сериальные истории и соответствующие типажи. А куда деваться актерам с умными, нешаблонными лицами? Да у того же Меньшикова наверняка есть проблема с репертуаром. Кого ему играть? Героев-любовников? Олигархов? Головорезов? Для такого актера нужны исторические фильмы, костюмированные. Но много ли их у нас? Они сложны и дороги.

На Западе есть целый пласт актеров-аристократов – Ричард Гир, Хью Грант, Хью Джекман и прочие. А в нашем кино интеллигенты – вымирающий класс. Басилашвили, Юрский, Соломин, Меньшиков... и всё?

Кстати, проблемы у создателей юбилейной картины не закончились. Фильм о Пастернаке был запланирован к показу на «Первом канале». Но телепродюсеры сочли его слишком интеллигентным и культурным и в сетку вещания не поставили. Интеллигенция не в моде.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика