С парижской шарманкой – в Йошкар-Олу

Знаменитые актеры и режиссеры все чаще глядят в сторону от столицы. Один за другим они едут за тысячи км от Москвы, чтобы не на разовой – контрактной основе работать в местных театрах. Неужели наши звезды действительно озаботились духовным возрождением провинции или там их просто лучше кормят?

Гонорар Виктюку собирали всем миром

Новый театральный сезон Алтайский краевой театр драмы откроет спектаклем по повести Василия Шукшина «А поутру они проснулись» в постановке Сергея Никоненко. Известный актер и режиссер хорошо знает это произведение: 7 лет назад на экраны вышел одноименный фильм, в котором Сергей Петрович был и режиссером, и автором сценария, и исполнителем одной из ролей. По словам представителя театра Елены Сотниковой, за работу Никоненко примется в августе, а уже в середине мая состоится его «ознакомительный приезд» в Барнаул.

К тому времени новая постановка Романа Виктюка на сцене Алтайского драмтеатра, приуроченная к 65-летию Победы, будет идти вовсю. 5 мая состоится премьера «До свиданья, мальчики!» – спектакль о трех вчерашних школьниках, в жизнь которых вмешивается война, по знаменитой книге Бориса Балтера Виктюк ставит уже в третий раз. Трудится Роман Григорьевич не покладая рук: в немногих интервью, на которые его удается выцепить местным корреспондентам, режиссер признается, что ничего, кроме театра, в Барнауле не видит. Исключение составляют лишь губернатор, с которым они раскланивались перед камерами по приезде, и памятник Ленину в окне городской гостиницы.

Приглашение режиссера с мировым именем стало для Алтая прецедентом. Чтобы обеспечить Виктюку лучшие условия для работы, было даже специально создано некоммерческое партнерство «Культурное наследие Алтая», взявшее на себя поиск спонсоров для постановки и ее предстоящей рекламы. Своими силами театр бы, конечно, не справился: новый директор Сергей Медный принял дела лишь недавно, со всеми долгами, коих накопилось аж 11 млн. При этой необходимости платить по счетам в сочетании со скудным бюджетным финансированием идея пригласить Виктюка была сумасбродством. Но нашлись добрые люди.

– Сумма сметы спектакля получилась внушительная, поэтому приходится просить помощи на стороне, – признается Медный. – С крупными банками у нас не складывается, а вот маленькие фирмочки, куда пишешь без особой веры, деньги присылают: кто 10, кто 15 тысяч рублей… Мы очень им признательны за содействие в том, чтобы порадовать в юбилейный год наших ветеранов новой постановкой.

Басков недорого берет за «золотой голос»

В новой российской истории случаи с Никоненко и Виктюком совсем не исключительные. Два других ярких примера устремления звезд в глубинку – Анастасия Волочкова, которую в разгар гонений на ее формы в Большом «приютил» Краснодарский театр оперы и балета, и Николай Басков, долгое время певший на контрактной основе в театре Нижнего Новгорода.

– В настоящее время Николай является ведущим солистом Театра оперы и балета имени Эрика Сапаева в Йошкар-Оле, – говорит пресс-секретарь певца Марина Наумова. – Выступает перед людьми, не имеющими возможности приехать на концерт в столицу, так часто, как позволяет его загруженный график. Полагать, что театр привлек Баскова какими-то сказочными гонорарами, смешно. Он получает обычную зарплату солиста (ранее «золотой голос России» называл сумму в 3400 рублей. – Ред.). Не секрет ведь, что финансовое положение нестоличных театров плачевное. Больше скажу: когда Николай давал концерт в Йошкар-Оле в рамках своего совместного гастрольного тура по России с Монтсеррат Кабалье, для приема которой требуются особые возможности, он на свои деньги отремонтировал в театре весь первый этаж…

А для кого-то,  например Александра Балуева, дорога «в глушь» лежит через предложения, которых в столице ему еще ждать и ждать. Играть в кино и антрепризах популярного актера зовут постоянно, а вот репертуарные театры, так уж сложилось, своим вниманием не слишком балуют. Поэтому, когда молодой режиссер Тимофей Кулябин, сын руководителей новосибирского академического театра «Красный факел», предложил Балуеву вторым составом играть «Маскарад», брутальный мачо нашего кино согласился почти сразу.
– Я давно уже не играл в театре, – объясняет свое появление на новосибирской земле актер. – А тут роль интересная – Арбенин, коллектив замечательный. Я снова напомнил себе, что такое играть в стационарном театре, и мне понравилось. В столичные труппы не тянет совсем: по-настоящему мысль в Москве мало у кого работает. Если что-то и предлагают, сначала крепко думаю и… чаще всего отказываюсь.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика