Почему России не нужно детское кино?
Актёр театра и кино, режиссёр Владимир Грамматиков рассказывает о проблемах детской индустрии
Еще во времена Госкино мы с Роланом Быковым мечтали, чтобы деньги на детские и юношеские фильмы выделялись в бюджете отдельной строкой. Так и не дождались: всегда нам доставались крошки от пирога.
Если знать, что есть определенное количество денег, можно планировать: делать две дорогие постановочные картины или пять фильмов из жизни школьников.
Сейчас какое-то шевеление есть. Вот из уст премьер-министра на последнем совете по кинематографии мы услышали, что семейное и детское кино должно быть в приоритете. Конечно, если будут целенаправленные деньги на него – это будет очень хорошо. Но тут опять вопрос: кто будет распределять и на каких условиях? Тендер? Эти вопросы по-прежнему мутноваты, а надо бы уже находить какие-то современные цивилизованные формы, тем более что речь идет о бюджетных деньгах. Я, например, уже восемь лет не получаю бюджетных денег на кино.
Только ли в деньгах проблема? Да, в основном в них, кадры найдутся. Есть люди, которые хотят снимать для детей. Можно и экранизации делать: у нас есть замечательное литературное наследие. Я вот сделал «Сибирочку» по книге Лидии Чарской. А техническое обеспечение уже на уровне. Недавно я вернулся из Минска, где был председателем жюри фестиваля «Листопад», а параллельно проводится еще и детский «Листопадик». На нем показали девять фильмов из 9 стран, в том числе белорусскую сказку. Там очень хорошие спецэффекты. Я думал, чехи делали, а оказалось, сами белорусы. И у нас все возможности уже есть, всё в руках. Только бы отмашку дали.
На Западе детская индустрия себя окупает. Первые картины Стивена Спилберга – семейные и подростковые – это ведь коммерческий продукт. Это вообще очень выгодная вещь там. А у нас прокат разрушен.
Я, например, общаюсь с потенциальным инвестором. Говорю: «Дайте деньги на детское кино». Но детское кино – это один утренний сеанс в кинотеатре в сутки. Быстро вернуть вложенное не получится, и прокатчики нам отказывают, считая, что это нерентабельно. Картина будет работать слишком долго. «Золушка» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро пашет и пашет – уже 60 с лишним лет. Но инвесторам ждать 60 лет неинтересно.