28.06.2011

От кубо-футуризма до соцреализма

Вторая половина июня наполнена событиями во всех сферах искусства. Главное из них – это, конечно, XIV Международный конкурс имени Чайковского, один из самых важных и масштабных международных музыкальных конкурсов.

В этом году он впервые за полвека своего существования проводится одновременно и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Но самый большой подарок – открытие большого зала Московской консерватории после реконструкции, именно там прошло открытие конкурса 14 июня. Без преувеличения скажу, что этого события ждали любители музыки не только в России, но и во всем мире.

Прекрасная выставка Бориса Аронсона открылась 15 июня в галерее «Проун» на «Винзаводе». Аронсон – американский художник и сценограф русского происхождения, основоположник стиля кубофутуристического хасидизма, основатель Музея еврейского искусства в Киеве. Он в двадцатых годах уехал в Америку, сначала был связан с еврейскими театрами, а с тридцатых работал на Бродвее, получил несколько престижных бродвейских премий. Самые известные его работы – бродвейский мюзикл «Кабаре» (1966) и знаменитая постановка балета «Щелкунчик» Михаилом Барышниковым (1977). Аронсон привез в Америку особую еврейско-русскую художественную культуру, поиски нового пути в изобразительном искусстве. На выставке «Борис Аронсон и театр» представлены эскизы костюмов и декораций для спектаклей еврейских театров. Выставка будет открыта все лето, и ее обязательно стоит увидеть всем, кто интересуется театром и живописью.

А из недавно прочитанного хочу отметить роман Александра Иличевского «Математик», напечатанный в N№4–5 журнала «Знамя». Книга о гениальном математике, который, уже будучи удостоен престижной премии, вдруг устраивается работать разносчиком пиццы, выбирает себе странный круг общения и ищет способ воскрешать мертвых (но роман не о Перельмане, хоть он и узнается в некоторых чертах) – словом, стремится не столько даже существовать в этой реальности, сколько вырваться из ее оков. Мне всегда интересно следить за тем, как современные писатели осмысливают нашу действительность. В попытках нащупать способ осмысления многие вновь обращаются к испытанному методу соцреализма, и из приверженцев этого метода Иличевский, пожалуй, самый приметный.

 

Михаил ШВЫДКОЙ

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика