24.09.2010

Мария Пушкина: проза жизни наследницы великого поэта

Дочери Александра Сергеевича Пушкина Мария и Наталья считались в свете красавицами. От отца они унаследовали свободолюбие и порывистый характер, что вызывало беспокойство их матери. Наталья Николаевна очень тревожилась за будущее своих дочерей, она как будто предчувствовала ту нелегкую долю, которая им выпадет.

Дочери Александра Сергеевича Пушкина Мария и Наталья считались в свете красавицами. От отца они унаследовали свободолюбие и порывистый характер, что вызывало беспокойство их матери. Наталья Николаевна очень тревожилась за будущее своих дочерей, она как будто предчувствовала ту нелегкую долю, которая им выпадет.

Наказ отца

Когда Пушкин погиб на дуэли, его старшей дочери Маше было пять лет. Маша хорошо помнила отца, особенно его голос и смех. И говорят, сама смеялась по-пушкински звонко. Она получила хорошее домашнее образование, читала на четырех языках, обладала незаурядными музыкальными способностями и страстно любила русскую литературу. Возможно, дочь великого поэта открыла бы в себе и литературное дарование, если бы не строжайший запрет отца. «Если когда-нибудь нашей Маше придет фантазия хоть один стих написать, – говорил он жене, – первым делом выпори ее хорошенько, чтоб от этой дури и следа не осталось!» Маша окончила Екатерининский институт и была принята ко двору – фрейлиной императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Союз двух сердец

К 20 годам из девочки, которую в детстве считали дурнушкой, Мария превратилась в эффектную девушку, на которую трудно было не обратить внимания. В ее внешности причудливо соединились красота матери и экзотические черты отца. Многие мужчины влюблялись в нее, но Маша не торопилась создавать семью. Она всегда помнила слова матери: «Замужество – это главное женское предназначение, величайшее счастье на земле и очень серьезная обязанность, поэтому свой выбор надо делать в высшей степени рассудительно». Мария вышла замуж довольно поздно, в 28 лет, за генерал-майора Гартунга, управляющего императорскими конными заводами в Туле и Москве, человека глубоко порядочного и благородного. Наталья Николаевна была очень рада за дочь и всей душой желала ей счастливой семейной жизни. У Леонида Николаевича было имение под Тулой, туда и уехали жить Гартунги. Их дом, где часто устраивались музыкальные вечера и «чайные балы», славился гостеприимством и щедростью. Чета Гартунгов была окружена всеобщим вниманием и уважением. Этот брак можно было бы назвать поистине счастливым, если бы судьба не обделила супругов детьми.

«Анна Каренина»

В 1868 году 36-летняя Мария Александровна была представлена Льву Николаевичу Толстому. Точнее, великий писатель сам настоял на знакомстве, когда увидел ее на приеме в доме известного тульского генерала: «...дверь передней отворилась, и вошла незнакомая дама в черном кружевном платье. Ее легкая походка легко несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру». «Это дочь Пушкина? – спросил Толстой. – Теперь понятно, откуда у нее такие арабские завитки на затылке. Удивительно породистые». Они оживленно беседовали весь вечер. А потом удивительную внешность Марии Александровны Толстой навеки запечатлел в образе Анны Карениной в одноименном романе. В экспозиции Государственного музея Л. Н. Толстого в разделе, посвященном «Анне Карениной», помещен портрет Марии, выполненный И. К. Макаровым в 1860 году.

Дурное пророчество

Мария не повторила судьбу героини Толстого, но дальнейшая ее жизнь все равно сложилась трагично. Роман «Анна Каренина» был закончен в 1877 году, и в тот же год в семью Гартунгов пришла беда. Леонида Николаевича, человека доверчивого и бескорыстного, опутали интригами и обвинили в воровстве. Во время суда после уничтожающей речи прокурора Гартунг застрелился, не дождавшись приговора. Мария Александровна ни на минуту не сомневалась в невиновности мужа: «Я прожила с ним 17 лет и знала все его недостатки; у него их было много, но он всегда был безупречной честности и с добрейшим сердцем. Умирая, он простил своих врагов, но я, я им не прощаю». Суд оправдал Гартунга, общественность была в шоке. Для Марии смерть мужа стала страшным ударом.

Наследница без наследства

После смерти мужа Мария Александровна осталась без средств к существованию. Бедственное положение вынудило ее обратиться с прошением к императору Александру II, но даже небольшую пенсию ей удалось получить лишь спустя несколько лет. Мария подолгу жила у братьев и сестры, помогала по хозяйству и воспитывала племянников. В 1900 году в Москве открылась городская аудитория-читальня (ныне Библиотека им. Пушкина), и Мария Александровна с радостью стала ее попечительницей. Через 10 лет из-за преклонного возраста она оставила работу и часто проводила время у памятника Александру Сергеевичу на Тверском бульваре. В годы революции о дочери великого поэта вообще забыли, и только в 1918-м первый нарком просвещения А. В. Луначарский, выяснив «степень ее нуждаемости» и «учтя заслуги Пушкина перед русской литературой», назначил ей пенсию. Мария Александровна так и не успела ее получить. Она умерла в Москве в 1919 году на 87-м году жизни. Ее похоронили на кладбище Донского монастыря.

Из воспоминаний родственников:

До глубокой старости Мария Александровна очень внимательно относилась к своей внешности, следила за красотой рук. Она была стройной, подтянутой и очень крепкой физически – на восьмом десятке без труда переплывала большой пруд. Ее одежда всегда отличалась аккуратностью и каким-то скромным изяществом. Никто, даже домочадцы, никогда не видели ее в халате.

На портрете кисти И.К. Макарова (см. фото 2) Мария Александровна изображена с жемчужным ожерельем и гирляндой анютиных глазок в волосах.

А вот как описывает Толстой Анну Каренину: «Анна была не в лиловом, как того непременно хотела Кити, а в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью… На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивавшиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу».



Оксана Павлова

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика