Новости дня

13 декабря, среда































12 декабря, вторник














Где теперь автомобиль Штирлица и «волга» из «Берегись автомобиля»?

0

Корреспонденты "Только звезды" разыскали вещи, которые служили реквизитом в знаменитых советских фильмах. Многие из них теперь хранятся в музее «Мосфильма», куда нас любезно пригласили на экскурсию…

Личные вещи

Выяснилось, что многие вещи, в которые были одеты артисты в известных кинокартинах, одалживались из личного гардероба членов съемочной группы. Например, халатик Светланы Светличной, по слухам, принадлежал кому-то из ассистентов режиссера и был заграничным. Вот только сама Светлана Афанасьевна уже таких мелочей не помнит.

– Извините, я не считаю, что это одна из самых моих сложных драматических ролей, и такие мелочи обсуждать не буду, – ответила нам по телефону Светличная.

А Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» снималась в собственных нарядах. Бюджет фильма был настолько скромным, что актеры приходили в своем. Самойлова говорит, что сберегла все платья и хранит их дома, хотя у нее много раз их выпрашивали музеи.

На «Мосфильме» сохранилось платье Барбары Брыльской из «Иронии судьбы» (которое, кстати, очень не нравилось самой актрисе). И платье Алисы Фрейндлих, в котором она обольщала Новосельцева в «Служебном романе». А также все костюмы из фильма «Анна Каренина».

Автомобили, которые сберегли

Выяснилось, что в подавляющем количестве известных фильмов снимались одни и те же машины, находившиеся в распоряжении киностудии. Происходило это, разумеется, из экономии. Судите сами, одну и ту же «Волгу» угонял Деточкин в «Берегись автомобиля». Она же служила такси на Дубровку в «Бриллиантовой руке». И в ней же была снята знаменитая сцена из «Три тополя на Плющихе», где поет Татьяна Доронина… Автомобиль Штрилица из «Семнадцати мгновений весны» марки «Мерседес Бенц» до этого отслужил более чем в десяти картинах. Среди них «Освобождение», «Битва за Берлин», «Щит и меч»… Трактор, отмолотивший в «Вечном зове» девятнадцать серий, был снят почти во всех картинах о крестьянском труде. Да и пулемет во всех картинах о революции строчил один и тот же… Сейчас все это стоит в павильонах «Мосфильма». Нет только автомобиля, на котором щеголял режиссер Якин из «Иван Васильевич меняет профессию». Дело в том, что он принадлежал космонавту Борису Егорову, за которым тогда была замужем актриса Наталья Кустинская, сыгравшая «кикимору», отбившую Якина у Зиночки. И это не первый случай, когда недостаток средств покрывали личные связи. В фильме «Кавказская пленница», например, снимали личный автомобиль Юрия Никулина.

Индустриальную картину киномузея дополняют кареты из фильмов «Анна Каренина», «Война и мир» и «Гардемарины, вперед!» Они были сделаны точно по образцу того времени, чем были очень недовольны артисты. Кристина Орбакайте, например, игравшая в «Гардемаринах» будущую царицу, вспоминает, что отморозила себе в карете все что можно. В них ведь не предусмотрен обогрев!

Нина Гребешкова: «Гайдай все придумывал сам!»

Как известно, в фильмах Леонида Гайдая нет никаких случайностей. Недаром после выхода очередной комедии каждая вещь становилась легендарной… Например, знаменитый халатик «с перламутровыми пуговицами» или «такой же конь, но без крыльев»? Как это можно было придумать?

– Леонид Иович все вещи, которые были сняты в фильмах, придумывал сам… – говорит вдова режиссера Нина Гребешкова. – Проявляли фантазию. Конечно, бриллианты в «Бриллиантовой руке» были фальшивыми и делались на заказ, и деньги Горбункова – тоже. А вот пистолет был настоящим, боевым… Вообще, ему все время хотелось найти что-то смешное… Снимать комедии было тяжело, и он каждый раз говорил, что это в последний раз. Но потом возражал: «Люди так тяжело живут… Пусть посмеются!» При этом Гайдай был смелым. Не убирал бутылки из кадра и сцены, когда выпивали, хотя это было запрещено. И даже в «Бриллиантовую руку» ввел проститутку! Это вообще было за пределами цензуры. Но ему удалось эти кадры отстоять.

Важные мелочи

Некоторые киновещицы стали культовыми сами по себе и запомнились зрителям на долгие годы. Например, автоматы по выдаче газировки, снятые в фильмах «Большая перемена» и «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Они до сих пор стоят на «Мосфильме» и, говорят, находятся в рабочем состоянии. Или бронзовый конь из фильма «Служебный роман», который, кстати, был снят и в «Бриллиантовой руке» (где Горбунков ищет «такого же, но без крыльев»).

А помните, какой шикарный пир был устроен в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»? Икра черная, икра заморская баклажанная, осетры… Оказывается, бюджет фильма не позволял купить все эти деликатесы. И тогда режиссер Леонид Гайдай потратил личные деньги, чтобы все выглядело натурально. Потом яства съели актеры и съемочная группа… Это не первый случай, который говорит о том, что Гайдай все делал на совесть. Например, специально для того, чтобы снять знаменитые кадры драки Папанова и Миронова на автомойке в фильме «Бриллиантовая рука», была специально построена настоящая автостанция. Она потом работала еще много лет. На совесть «получались» и травмы. Многие зрители после выхода «Бриллиантовой руки» задавались вопросом: а не взаправду ли Юрия Никулина долбануло краном? Слишком уж натуральным получился эпизод… Оказалось, удар был действительно сильным! После него Никулин даже был вынужден прекратить съемки и уйти из фильма, из-за чего не успели снять сцену, где жена Надя сообщает ему о том, что беременна, и все плачут от счастья.

А был ли мальчик?

Иногда в фильме запоминаются не только вещи, но и люди, мелькнувшие в кадре на несколько минут. «Только звезды» уже рассказывали историю проститутки «Цыгель-цыгель-ай-лю-лю», которую сыграла диспетчер автобазы. А теперь вспомните мальчика, которого герой Андрея Миронова из «Бриллиантовой руки» встретил на рыбалке и принял за святого… Мало кто знает, что эту роль сыграл сын Юрия Никулина Максим. (А роль экскурсовода в Турции играла жена Никулина Татьяна.)

Снимали эпизод, когда Миронов понимает, что мальчик идет по воде, потому что здесь мелко, и дает ему хорошего пинка…

– У Максима никак не получалось расслабиться, потому что он же знал, что его сейчас ударят, – вспоминает вдова Никулина Татьяна Николаевна. – Он горбился заранее и вообще портил кадр… И тогда Гайдай его обманул, сказал, что подзатыльник отменяется. А Миронов все равно сделал свое дело, ударил так, что Максим даже упал. Он потом долго плакал и обижался на взрослых за эту подлость.

Эта сцена стала единственным опытом в кино для Максима Никулина. Сейчас он, как известно, продолжает дело отца и руководит цирком на Цветном бульваре.

 

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания