"Елена" Звягинцева наконец-то выходит в российский прокат

Оказавшаяся причастной к «оскаровскому» скандалу «Елена» Андрея Звягинцева наконец выходит в российский прокат

Оказавшаяся причастной к «оскаровскому» скандалу «Елена» Андрея Звягинцева наконец выходит в российский прокат. Картина получила спецприз жюри программы «Особый взгляд» в Каннах, а на кинофестивале в Дурбане (ЮАР) победила сразу в трех номинациях: за лучшую режиссуру, за операторскую работу и за лучшую женскую роль.

Главные герои – Владимир (Андрей Смирнов) и Елена (Надежда Маркина) – пожилой банкир и его немолодая жена, бывшая медсестра, ныне находящаяся на полном содержании. Сынок Елены, великовозрастный раздолбай, живет с семьей на ее пенсию, а тут еще и внуку-бездельнику грозит армия. Нужны деньги, а Владимир со свойственным элите снобизмом не желает помогать. И тогда у героини происходит, как это называет сам режиссер, личный апокалипсис, против которого и Уголовный кодекс бессилен.

Фильм хорош, сделан профессионально, наполнен символами и лейтмотивами, всё на своем месте и всё вовремя. Но сделан с холодным носом. Звягинцев талантливо и увлекательно рассказал нам историю, леденящую кровь. А нам их все равно не жалко. По словам режиссера, в основе фильма тот самый личный апокалипсис, а социальная проблематика – только фон. Но этот фон прорисован с гораздо большим тщанием, чем личный апокалипсис героини.

В недавно вышедших «Двух днях» Смирновой, наоборот, – заявлено будто бы социальное, но личное с первых минут выходит на первый план. Ее герои хоть и представители разных классов, но не вполне типичные и способные к душевной трансформации. Герои Звягинцева как раз характерны, они не меняются и служат только иллюстрацией классовой розни. Это социальность, а не характеры героев в сценах жизни двух квартир – богатых московских апартаментов Владимира и конуры в «замкадье», где живет семья сына Елены. И социальное, а не личное в финале, когда семья Елены въезжает в освободившиеся хоромы – и смотрится в них, как матросы в Зимнем дворце после штурма: уж на что прежние обитатели были небезгрешны, но новые и вовсе кошмарны.

Зато Европа просто обязана была полюбить «Елену», ведь в ней столько национального колорита: и эта непостижимая русская душа, и эти ужасные русские! Экспортностью от картины несет за версту, и это совсем не идет ей на пользу.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика