Новости дня

12 декабря, вторник






























11 декабря, понедельник















Чего ждать от Каннского кинофестиваля?

0

11 мая открылся 64-й международный кинофестиваль в Каннах. Но российскому кинематографу не нашлось места в основном конкурсе. В последний момент фильм Андрея Звягинцева «Елена» был включен в фестивальную программу «Особый взгляд» в качестве фильма закрытия.

Мало сказать, что общественность была удивлена, все-таки ожидали появления «Елены» в основном конкурсе. Тем более, что первую свою награду – специальный приз на фестивале независимого кино «Сандэнс-2010» – «Елена» получила еще до начала съемок: сценарий фильма был признан лучшим из присланных на конкурс. Да и другие фильмы Звягинцева удостоены кинонаград – первый фильм «Возвращение» получил двух «Золотых львов» (в основном конкурсе и за лучший дебют) на Венецианском фестивале в 2003-м году, а «Изгнанию» достался приз за лучшую мужскую роль на Каннском фестивале 2007 года.

«Елена» – фильм принципиально новый для Андрея Звягинцева. Если его прежние картины были метафоричны, полны неясных смыслов, многоточий, скобок и тому подобной пунктуации, размывающей всякую конкретику, то «Елену» сам режиссер охарактеризовал как «некий серьезный шаг в сторону приземления и бытовой правды». Судя по тому, что мы знаем о сюжете (который изо всех сил скрывается до премьеры, но утечки все же случаются), в этом фильме действительно больше социального, чем философского, больше взгляда вовне, чем внутрь – это что касается эстетики фильма. По сути же в центре сюжета – все то же личное, тайное, апокалипсис души, по словам Звягинцева. Заглавная героиня, немолодая женщина, поставлена перед непростым выбором, и результатом этого выбора становится... убийство.

Типично для Звягинцева – в картине нет толпы персонажей. Две главные роли сыграли актриса Надежда Маркина и актер и режиссер Андрей Смирнов. Вторая пара – сын героини (Алексей Розин) и дочь героя (Лена Лядова). Пространство тоже ограничено – все действие происходит в двух интерьерах, да на нескольких московских улицах. Две абсолютно разных стилистики – одна богато-гламурная, другая бедно-коммунальная. Впервые в картине Звягинцева можно точно определить место и время действия – Москва, 2010 год.

Пока рано судить, удался ли режиссеру некоторый отход от своей обычной туманной манеры. Но кинокритик и киновед Андрей Плахов, уже посмотревший фильм, назвал его выдающимся. В общем, можно предположить, что у «Елены» есть все шансы быть замеченной – жюри программы «Особый взгляд» возглавляет Эмир Кустурица, а он уважает хорошее социальное кино. И, кстати, поскольку социальное кино становится приобретает все большую популярность, уже пора начать фильтровать его, обращать внимание не только на остроту тем, но и на художественную составляющую. Выделять лучшие работы, те, которые смогут стать образцами. Скоро станет ясно, окажется ли таким образцом «Елена».

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания