Фильм "Вий" Олега Степченко: Страшная бесовщина, фатальные заблуждения и инквизиторское подчинение

«Вий» Олега Степченко стал одной из самых ожидаемых кинопремьер года. Съемки продолжались с перерывами семь лет. Это была последняя работа Валерия Золотухина. Сами актеры впервые увидели законченную картину всего за несколько дней до премьеры

Фото: Кадр из фильма "Вий" //

«Вий» Олега Степченко стал одной из самых ожидаемых кинопремьер года. Съемки продолжались с перерывами семь лет. Это была последняя работа Валерия Золотухина. Сами актеры впервые увидели законченную картину всего за несколько дней до премьеры – на предварительный показ при­шли Андрей Смоляков, Игорь Жижикин, Анна Чурина, Алексей Чадов. 

Новый «Вий» – не экранизация повести Гоголя, но он ей и не противоречит. Скорее здесь гоголевская история под другим, более широким углом. Это сказка – местами страшная, местами смешная, местами с явными приветами киноклассике, с атмосферой, более всего напоминающей копполовского «Дракулу», но веселее. Есть даже детективный элемент: ответ на вопрос, кто убил панночку, предстоит найти английскому картографу Джонатану Грину, а ключ – таинственная фраза «он знает, кто под овечьей».

Конфликт науки и суеверий даже более важен здесь, чем разница между русским (из принципа не будем отделять украинцев и казаков, на фоне Грина все свои) и европейским духом. Путь, который проходит ученый англичанин (этот же путь, как мы потом понимаем, уже прошел Хома Брут) – от полного отрицания бесовщины к ее признанию и дальше, к пониманию того, что бесы существуют, но внутри нас. И только зритель в финале видит, что он опять заблуждается и что вся его ученость здесь бесполезна, как пятое колесо в его самоходной карете.

Противостояние «мы и они» выражается в своеобразном культурном обмене. Одержимый фанатик отец Паисий (его замечательно сыграл почти неузнаваемый Андрей Смоляков) имеет все черты, замашки и инструменты средневекового инквизитора, а в конце признается, что как раз в путешествиях по Европе научился разным техническим штучкам для производства чудес и фокусов, которые теперь успешно использует, чтобы держать народ в страхе и подчинении. Но на этой земле есть своя, реальная чертовщина, без всяких фокусов, против которой бессильны и наука, и молитва, – и эту чертовщину в виде крошечного бесенка, сам о том не зная, увозит на родину Джонатан Грин.

Кстати, бесы отличные, не хуже, чем в 1967 году. А вот волки – позорные, но их в кадре немного.

Читайте также:

Алексей Чадов нашел неожиданное объяснение своей сожженной молодости

«Вий» 3D побьет «Пиратов Карибского моря»? [ВИДЕО]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика