Михаил Швыдкой: Спектакль "Враг народа", шок и витамин
Оказалось, что значительной части зрителей сегодня все еще нужен какой-то эзопов язык и историю о событиях более чем столетней давности они воспринимают, как публицистическую статью в газете
Начать хочу, как ни странно, с книги, и хотя это еще более странно, с книги Дэна Брауна – я говорю о романе «Инферно». Конечно, мы понимаем, что это образец беллетристики такого, скажем, псевдоинтеллектуального толка, облегченное, даже гламурное искусствоведение.
При этом достаточно затейливо написанное.
Этот жанр сейчас популярен, но из всех авторов, работающих в подобном направлении, достаточно прочитать одного Брауна, чтобы составить вполне точное представление о том, что происходит в этой сфере.
Это поп-культура для интеллигентного читателя, и в таком качестве, безусловно, она имеет право на существование. Особенно рекомендуется тем, кто любит путешествовать по Венеции, Флоренции, Стамбулу.
А подробнее я хотел бы поговорить о гастролях Санкт-Петербургского Малого драматического театра в Москве. Я считаю, что к спектаклям Льва Додина можно относиться по-разному, они могут нравиться больше или меньше, но несомненно одно: Додин – крупный мастер с очень серьезным отношением к театру и к жизни.
Это вообще встречается крайне редко: я знаю много людей, которые серьезно относятся к театру и к своему месту в нем, знаю многих с серьезным отношением к жизни. А вот таких, кто объединяет эти два качества – единицы, и Додин один из них, я бы даже сказал – один из избранных.
Но меня поразила и огорчила реакция публики на спектакль «Враг народа» по пьесе Ибсена. Оказалось, что значительной части зрителей сегодня все еще нужен какой-то эзопов язык и историю о событиях более чем столетней давности они воспринимают, как публицистическую статью в газете. Хотя сейчас, как мне кажется, театр уже может быть от этого свободен – есть огромное количество всевозможных СМИ, где обо всем фактически можно говорить прямым текстом.
По-видимому, какого-то важного витамина не хватает в общественной жизни. Наверное, это в какой-то степени хорошо для театра, к которому возвращаются определенные общественные функции... Но это не слишком хорошо для общества. Вернее, это свидетельствует о его состоянии.
Читайте также:
Писатель Дэн Браун пытается вернуть былую славу с помощью главного героя "Кода да Винчи"
Михаил Швыдкой: Новая биография Уильяма Шекспира раскрыла причину обнищания его отца
и другие публикации Михаила Швыдкого