"Голос советского кино" Зоя Толбузина рассказала о скандалах в легендарных актерских семьях

Заслуженная артистка Зоя Толбузина-Земнухова снималась в кино не так много. Но ее уникальным голосом говорят десятки героинь настоящих шедевров советского кино. Например, именно она озвучивала роковую блондинку Светланы Светличной в картине «Бриллиантовая рука»

 

Заслуженная артистка Зоя Толбузина-Земнухова снималась в кино не так много. Но ее уникальным голосом говорят десятки героинь настоящих шедевров советского кино. Например, именно она озвучивала роковую блондинку Светланы Светличной в картине «Бриллиантовая рука».

Голос Зои Николаевны присутствует во всех сказках Александра Роу – «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса»… Кроме того, актриса играла небольшие роли нянек.

– Также я озвучивала всех зайчиков, мишек, девочек, тетушек… – говорила разными голосами. Роу меня очень любил, называл «Зойка» – только так. «Зойка, надо озвучить!» И я – к микрофону, – рассказывает актриса.

В прошлом году Зое Николаевне исполнилось 90. Но разве ей столько дашь? Активная, бодрая, необыкновенно стройная. Секрет, говорит, простой: есть не люблю. Также терпеть не может болеть и жаловаться на жизнь. В свои 90 с хвостиком шустрая Толбузина исполняет обязанности секретаря в совете ветеранов на Арбате, в центре Москвы.

– У меня 60 подопечных ветеранов, которым помогаем – и лекарствами, и продуктами, и добрым словом. Ветеранов было больше, но они уходят, к сожалению, – поделилась наша собеседница.

– Зоя Николаевна, 22 июня – день начала Великой Отечественной. Вы же тоже воевали.

– Да, была санитаркой, наш полк стоял под Ленинградом, когда город был в блокаде. Мы жили в лесу в землянках. У меня рост – метр пятьдесят. Я ходила, шинелька болталась. А я еще таскала с собой карабин – без острия, но вдвое тяжелее обычной винтовки. Сапоги мне выдали 40-го размера, хотя я ношу 33-й. В июне 41-го я училась в Ленинграде в театральном, у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На носу экзамены, а тут объявляют: война. Мы, глупые девчонки, бегали радовались: ой, девки, война началась, как интересно!

Вскоре все мои однокурсники разъехались. Мальчишки многие попросились на фронт, девочки – по домам. А у меня не было денег на билет, я из Ростова-на-Дону. И я осталась в общежитии. На все огромное общежитие – я и еще одна девочка, которая тоже уехать не смогла.

А у меня был друг, также из Ростова. Он уже служил в военной части под Ленинградом. Как-то прибегает, говорит: Зоя, у нас врач есть, а санитарки нет, не хочешь ли ты? Я и пошла санитаркой.

Немцы стояли буквально через речку от нашей части, мы слышали их разговоры. Они как-то к нам подсунулись, завязалась драка. Я даже кому-то из врагов двинула своим карабином (улыбается).

Была еще история. У нашего командира семья – жена и маленькие дети – осталась в Ленинграде, и он при первой возможности к ним ездил. В очередной раз поехал, а дома нет – разбомбили, все погибли. (У Зои Николаевны на глазах появляются слезы. – Авт.) Он вернулся и так кричал нам: уезжайте отсюда в более спокойное место, нечего вам тут делать, вам надо жить!

Мужем Зои Николаевны стал тоже бывший фронтовик, известный актер, заслуженный артист Аркадий Толбузин. Зрители помнят его по многим ярким ролям – комиссар Полевой в культовой картине «Кортик», красавец-полковник Кудасов в легендарных «Неуловимых мстителях». («Новым приключениям…» в нынешнем году исполняется 45 лет.) Красавец-мужчина с роскошной выправкой!

– Познакомились мы уже после войны, – продолжает наша собеседница. – Причем история знакомства довольно забавная. Я отучилась во ВГИКе, служила в Театре киноактера. Вышла замуж – муж тоже был актером, родилась дочка.

А Аркадий Толбузин с приятелями-артистами хотели сколотить свою концертную бригаду и ездить с выступлениями. Они искали солистку и предложили мне. Я отказывалась наотрез – в театре работы много, да еще маленький ребенок. Но они настаивали. Когда я увидела этого Толбузина, то просто растерялась. Такой он был красивый! Мы познакомились, стали общаться... А потом Аркадий мне письмо написал и вручил – признание в любви.

«Но мне не повезло, я опоздал – вы несвободны», – красиво было написано. Но если бы не случай, я бы вряд ли решилась от мужа уйти.

Я то письмо Аркадия прочла, положила под подушку, утром ушла на работу. А муж, убирая кровать, нашел письмо и стал за мной следить. Однажды я пошла к Аркадию на встречу, а муж идет рядом – проверяет, куда я пойду. Я в какой-то момент остановилась и говорю: дальше не ходи за мной, возвращайся домой, я приду и все тебе расскажу.

Вернулась, говорю ему: ты пока поезжай к своему дядьке (у него дядька на другом конце Москвы жил), я в своих чувствах разберусь, и дальше все у нас будет хорошо. На что муж ответил: лучше я к своей маме поеду. Уехал – и больше не вернулся. Если бы не уехал, наверное, сложилось бы иначе. Но я ни на секунду не пожалела.

Аркадий Толбузин был необыкновенный, второго такого человека я не встречала, – продолжает Зоя Николаевна. – Он очень тепло ко мне относился. Называл «Зюзик». Говорил: вот посади в комнате голую женщину и Хохряка (у него был друг, артист Хохряков) – мы с Хохряком всю ночь будем разговаривать об искусстве, а на ту женщину даже не взглянем (смеется).

С дочкой моей, Ольгой, у них сложились удивительно теплые отношения. Они еще и внешне похожи.
Где-то есть фотография: они на море (Оля маленькая была), оба в трусах, и мордочки почти одинаковые.

Мы прожили с Аркадием 28 лет. Он очень много работал – съемки, спектакли, ни одного свободного вечера, только редкие выходные. В театре ему всегда шли навстречу: Аркадий Николаевич, что вы хотите сыграть? Он сам находил материал, выбирал себе роль и писал сценарий. Сейчас вспомнила: написал сценарий по роману «Угрюм-река», играл главную роль. И в одном из эпизодов – тоже сам придумал – скатывался с высокой крутой лестницы.

А ведь ему было уже под 50. Он себя загнал, на ногах перенес два инфаркта. И в 72-м году ушел из жизни.

…Я после его ухода хотела выброситься из окна, так мне его не хватало. Потом кинулась в работу. Уже стала работать не только как актриса дубляжа, но и как режиссер и редактор. Меня все знали, всюду звали.

На других мужчин после Аркадия я и смотреть не могла. Были, конечно, поклонники, ухаживания, но это все так, на уровне «хи-хи, ха-ха». Замуж я больше не вышла.

– Давайте уйдем от грустной темы. Вы снимались в легендарных «Кубанских казаках», в этом году картине режиссера Ивана Пырьева исполняется 55 лет.

– Говорят, Пырьев не пропускал ни одной симпатичной девушки. Наверное, у него и были романы, но меня он по-отечески опекал. Называл «маленькая» – из-за низкого роста, а относился, как к ребенку. И я к нему относилась тепло, дружески.

– Многие актрисы действительно были в него влюблены. Например, Екатерина Савинова – легендарная Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра». Болтали, будто она отвергла ухаживания Пырьева, за это коварный режиссер якобы перекрыл ей дорогу в кино и ее прекратили снимать.

– Это неправда. Не снималась актриса, потому что серьезно заболела. Катя была влюблена в Пырьева, так на него смотрела... Наденет сарафан с вот таким вырезом, подойдет к Пырьеву: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи…», грудь почти вываливается (улыбается). Катька такая была, смешная.

А у Клары Лучко на съемках «Кубанских казаков» началась любовь с Сергеем Лукьяновым – он играл Гордея Ворона. Хотя у Сергея были жена и дочь, супруга даже приезжала к нему на съемки. А у Клары в Москве был молодой человек, по-моему, они вместе жили. Но после съемок Клара ушла от него к Лукьянову, Сергей оставил свою семью.

Но Клара не была с ним счастлива. У него плохой характер, нервы ей мотал: это не хочу, то не желаю. Возможно, ревновал к славе – Лучко стала известной актрисой. Клара не жаловалась, но, бывало, с горечью скажет: вот я дура, того своего парня потеряла, такой хороший был…

…А Пырьев, кстати, любил карты. Мы играли в подкидного дурачка, двое на двое. Мы с Иваном Александровичем против Любимова (будущий создатель легендарного Театра на Таганке Юрий Любимов начинал актером и снимался у Пырьева. – Авт.) и еще одного артиста.

Мы все время выигрывали. А Любимов со своим напарником потом весь день ругались: «Зачем ты с восьмерки пошел?», «А ты почему десятку не подкинул?..» До 40 раз в день мы их дураками оставляли (смеется).
А какие компании собирались дома у гостеприимных Толбузиных! Весь цвет советского кино!

– Друзей у нас было море, – продолжает Зоя Николаевна. – Света Светличная с Володей Ивашовым – мы дружили семьями. Боря Сичкин – человек-праздник, фейерверк, с потрясающим чувством юмора. Я его любила, как родного брата, и очень за него переживала. Домашнего очага у Бори не было. Его жена Галя (танцовщица Галина Рыбак. – Авт.) дом не вела вообще. Она из постели выбиралась только в полпятого вечера. Они жили с ее матерью – такая же своеобразная дама была. Помню, одним пальцем на рояле дни напролет играла. А Боря постоянно на съемках или концертах, воспитанием сына никто не занимался. Мальчик сам по себе рос, рано начал выпивать, связался с дурной компанией. Боря очень страдал из-за этого.

Горький факт. Когда в 2002 году Сичкин умер от инфаркта в Нью-Йорке (куда эмигрировал), жена кремировала его тело, урну с прахом привезла в Москву и… забыла в гараже одного из приятелей актера.

Лишь спустя 6 лет кто-то вспомнил: а Сичкин-то у нас так и не похоронен! И звезда комедий наконец смог найти последний приют на Ваганьковском кладбище.

– Дружили вы и с Георгием Юматовым. Фильм «Офицеры», где он сыграл Алексея Трофимова, часто показывают по телевизору.

– Да, Жора тоже был нашим другом. И Муза Крепкогорская, его жена. Я их очень любила. Жора – потрясающий актер, но так дико пил, ничего не мог с собой поделать – наследственность. Потом и Музка начала прикладываться к бутылке…

– Ходили слухи, будто только жена могла отвадить Юматова от бутылки. Поэтому Музу приглашали во все картины, где снимался Георгий, чтобы удерживала его от срывов.

– Это неправда, она не могла его удержать. А на съемки она, если честно, сама напрашивалась – она же актриса, надо же было где-то сниматься. К режиссеру подбежит: давайте я в этом эпизодике сыграю, вот тут герой идет, а я ему навстречу. Упаду – он меня поднимет… И не отстанет, пока не получит согласия. В «Офицерах», например, мамы Маши Белкиной не было в сценарии. Настойчивая Муза уболтала режиссера добавить маму.

В числе наших друзей были Николай Рыбников и Алла Ларионова. Алла – красавица, глаз не оторвать. А Нонна Мордюкова была немного сумасшедшей: сегодня признается тебе в любви, а завтра матом посылает. Сегодня у нее одно настроение, завтра – другое. Вообще актеры непростые люди – расшатанная психика, непростой характер. И может быть, немножко распущенность – в советское время артистов боготворили, многое было позволено. И артисты жили так, как душа просила.

Вот Слава Тихонов – очень скромный был, закрытый. Очень смущался говорить о деньгах. Говорил мне: «Зоя, скажи ты им (режиссерам и их помощникам, которые звали сниматься или озвучивать), пусть не спрашивают, сколько я хочу получить за работу. Пусть сами скажут. 500 рублей – значит, 500, тысяча – значит, тысяча». Вообще нам на деньги по большому счету было наплевать, мы очень любили свою работу, просто обожали.

– Вам не жаль, что у вас не было большой и знаковой роли – как, например, у Лучко в «Будулае» или у Мордюковой в «Родне» и «Бриллиантовой руке»?

– Меня не звали из-за маленького роста: ну какая из меня героиня? Один режиссер (не помню сейчас фамилию) очень долго меня разыскивал, а мне все время некогда с ним встретиться. Потом я сама к нему на «Мосфильм» приехала. Он посмотрел, говорит: деточка, какая же ты маленькая! Герой в фильме – под два метра ростом, как же вы будете играть? Не взял меня. Больше я на «Мосфильм» не ходила.

– Но Надежда Румянцева, например, тоже невысокого роста.

– Так ведь тоже не так много ролей у нее. «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки»… – по пальцам можно пересчитать. Потом она из кино ушла. Как говорили, по семейным обстоятельствам, чтобы быть рядом с мужем-дипломатом: у него много командировок. Быть с мужем – да. Но ушла еще и потому, что нечего было играть.

Мне и в дубляже работы хватало. Нас, мастеров по озвучанию такого уровня, было всего три человека в СССР. Режиссеры из-за меня ссорились: «Мне нужна Зоя – роль озвучить!» – «И мне нужна!» Иногда до драк доходило (смеется).

Я не в обиде на жизнь – занималась любимым делом, работала, сколько хотела. Любила. И сейчас нужна – дочери и внукам, уже и правнуки есть. И моим ветеранам я нужна. Жизнь у меня хорошая получилась. Несколько лет назад я даже с Юрием Лужковым танцевала. Он тогда был мэром Москвы, был какой-то праздник. И он меня сам на танец пригласил. Мы с ним по росту подошли, он тоже невысокий. И мы с ним очень хорошо пообщались, – обворожительно улыбаясь, заключила моя собеседница.

Читайте также:

Подруга Натальи Кустинской выдвинула новую версию ее смерти

Напарница Светланы Светличной: Она потеряла связь с реальностью!

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика