Чем закончится скандал между ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем?

В Питере жители уже активно собирают подписи на тему «не дать разграбить Эрмитаж», в Москве Антонова пропагандирует идею «реабилитации» Музея нового западного искусства, который открылся в 1919-м. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тоже в долгу не остается

После «прямой линии» с президентом спор двух самых крупных музейщиков страны продолжается. Ни один не собирается уступать.

Предложение, которое, к удивлению всех, высказала на встрече с Путиным директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова (передать в Москву хранящуюся в Эрмитаже часть собрания коллекционеров Щукина и Морозова), вызвало большой скандал. В Питере жители уже активно собирают подписи на тему «не дать разграбить Эрмитаж», в Москве Антонова пропагандирует идею «реабилитации» Музея нового западного искусства, который открылся в 1919-м. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский тоже в долгу не остается, и выступает категорически против такого варварства, как изъятие из музея ценнейших полотен Матисса, Пикассо и других известных художников.

Между тем, срок, когда правительство должно будет решить, что же делать с предложением Антоновой, приближается — это 15 июня. Если все же вопрос дадут на откуп музейному сообществу, ситуация, имеет шанс разрешиться мирно. Все музейщики понимают: создание прецедентов о восстановлении когда-то существовавшего статус-кво — штука опасная. В каждом музее хранятся предметы, которые когда-то находились в других местах. Всемирного перемещения допускать нельзя. К слову, понимает это и сама Антонова — попробуйте предложить ей, скажем, вернуть Германии «золото Трои».

В среде музейщиков так же ходит версия о том, что странная идея имеет еще и экономический подттекст: пустующие здания вблизи Кремля — как ни крути, куски лакомые. Даже с точки зрения просто управления ими.

Впрочем, возможно, что у Ирины Александровны возникло ощущение собственной суперзначимости в музейном мире после того, как недавно ей присвоили звания куратора всех музеев России. Что это такое, пока непонятно (звание-то новое). Но она вроде как стала выше статусом, чем Пиотровский (он - президент общества музейщиков России). Не секрет, что они давно и довольно яростно соперничают. Единственный раз, пожалуй, когда они объединились — это когда во Франции возникли проблемы с коллекцией работ импрессионистов. По иронии судьбы речь шла именно о тех картинах, которые сейчас Антонова пытается изъять из Эрмитажа. А тогда на них претендовала дочь коллекционера Щукина.

- Ирина Александровна выступает с этой идеей уже лет 9, - рассказал «Собеседнику» куратор отдела современного европейского искусства Эрмитажа Альберт Костеневич, отвечающий именно за эти «полотна раздора». - Уверен, и сейчас все это ни к чему не приведет. Позиция Эрмитажа непреклонна — ничего не передавать. Да и власть понимает, что такие решения ни к чему хорошему привести не могут. Кроме того, непонятно, как можно «реабилитировать» музей (зачем — другой вопрос: музей просуществовал всего 17 лет, а эти коллекции в наших музеях увидело уже не одно поколение людей). Можно реабилитировать людей. А государственное учреждение как? Государство его создало, и оно имело право упразднить его. Ничего личного.

Читайте также:

В кого превратила Владимира Путина "Прямая линия"?

Директор музея "Эрмитаж": Прокурорская проверка может вынести решение, что мы экстремисты

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика