Любимчик Станиславского, перевернувший его представление о театре. Со дня рождения Евгения Вахтангова – 130 лет!

13 февраля, в эту среду, все театралы России, да и других стран, отметят большой юбилей со дня рождения гениального театрального режиссера и актера Евгения Багратионовича Вахтангова

13 февраля, в эту среду, все театралы России, да и других стран, отметят большой юбилей со дня рождения гениального театрального режиссера и актера Евгения Багратионовича Вахтангова.

Евгений Вахтангов родился в 1883 году, во Владикавказе в русско-армянской патриархальной семье табачного фабриканта.

В 1903 году он поступил в Московский университет на естественный факультет, затем перешел на юридический. В студенческие годы Вахтангов выступал с рассказами о театре во владикавказской газете «Терек», а в 1909 году поступил в Москве в театральную школу Адашева, по окончании которой был принят в число сотрудников МХАТ.

Вахтангов стал активным проводником системы Станиславского, принял участие в работе Первой студии МХАТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в жизнь персонажа, отчетливо проявились как в сыгранных им ролях – Текльтон в «Сверчке на печи» Диккенса, Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, так и в спектаклях, поставленных им, – «Праздник мира» Гауптмана, «Потоп» Бергера.

В 1919 году Вахтангов возглавил режиссерскую секцию Театрального отдела Наркомпроса. Многие постановки режиссера вошли в историю русского театра, в том числе «Эрик XIV» Стриндберга, «Гадибук» Анского.
Итоговой стала для Вахтангова формула «фантастического реализма», с помощью которой он стремился раздвинуть границы бытового и психологического правдоподобия на сцене. Реализуя новую программу, он поставил новый вариант «Чуда святого Антония» и чеховскую «Свадьбу» В каждой из постановок с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни.

Стремление Вахтангова к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально», нашло блестящее воплощение в его последней, ставшей классикой постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци, который был воспринят Станиславским и Немировичем-Данченко как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре.

Одновременно Вахтангов вел педагогическую работу в ряде московских театральных школ, руководил любительскими кружками. Он на практике осуществлял правила безупречной дисциплины и корпоративной ответственности.

Был женат на Надежде Байцуровой, сын Сергей – известный архитектор, внук Евгений – живописец и сценограф.

Умер Вахтангов 29 мая 1922 года в Москве, после продолжительной болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Читайте также:

Внучка Станиславского пригрозила судом тем, кто лжет о биографии Константина Сергеевича

Самый дорогой артист мира

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика