Почему творческая интеллигенция стала такой продажной?

В последнее время часто обсуждается вопрос: почему творческая интеллигенция так инертна, так охотно покупается на призывы власти поддержать ее

В последнее время часто обсуждается вопрос: почему творческая интеллигенция так инертна, так мало участвует в политике, так охотно покупается на призывы власти поддержать ее – и почти неспособна к самостоятельным действиям? Ответ прост: у художников больше нет той самой творческой среды, которая не позволяет вовсе уж лишиться совести.

Прежде деятель искусств, замеченный в плагиате, использовании литературных негров или поддержке репрессивных кампаний, по крайней мере знал, что с ним не сядут за один столик, что в доме творчества станут замолкать при его появлении, что коллеги не подадут ему руки. Но корпоративные правила бывают в корпорациях: старые корпорации – советского образца – исчезли, а новых нет до сих пор.

Гостиница вместо выставок

Дома архитекторов, писателей, художников, композиторов и кинематографистов появились в Москве и Ленинграде почти одновременно – во второй половине тридцатых.

Дом литераторов на Поварской вскоре стал одним из самых респектабельных и элитарных заведений Москвы. Писатели могли устроить тут творческий вечер (член Союза писателей имел право на такой вечер ежегодно и бесплатно), представить новую книгу, посмотреть полузапретное западное кино. Впрочем, по части кино в Москве, безусловно, лидировал Дом кинематографистов, размещавшийся сначала неподалеку, на той же Поварской, а впоследствии на Васильевской.

При всей элитарности Дом кино был весьма демократичен – студенты ВГИКа попадали сюда по студенческому билету, здесь они могли показать и обсудить свои первые работы, здесь состоялся первый фестиваль «святая Анна» – конкурс кинодебютов.

Центральный дом художника на Кузнецком мосту получил в 1979 году огромное новое здание на Крымском валу. В здешнем концертном зале выступают серьезные группы, здесь проходит самая престижная в России книжная выставка Non fiction и летний книжный фестиваль, здесь же знаменитый парк скульптур под открытым небом – словом, это один из немногих успешных московских центров сопротивления агрессивному бескультурью и всеобщему упрощению.

Немудрено, что в 2009 году, несмотря на бурные протесты всей московской культурной общественности, сначала правительство Москвы, а затем и правительство России приняли решение снести выставочный комплекс, а на его месте выстроить гостиницу. Пока это дело замерло, но решения о сносе никто не отменял. Куда переместятся концертный зал, художественные и книжные выставки – не уточняется.

Всё на продажу

Дом композиторов в Брюсовом переулке держится лучше остальных – поскольку композиторам надо по-прежнему показывать друг другу свои сочинения, а другой площадки для этого нет.

Сложнее с Домом архитектора, где профессиональные обсуждения и выставки вытеснены на сравнительно небольшие площадки.

В Доме литераторов почти все творческие вечера проходят теперь в малом зале, который, впрочем, стал доступен всякому графоману: теперь любой – член или не член союза – может снять этот зал, и остановить его может только цена, даже по московским меркам солидная. Большой зал теперь чаще всего отдается под кинопоказы, концерты и антрепризные спектакли.

Дом кино после долгой борьбы перешел в полное распоряжение Никиты Михалкова и его сторонников и давно перестал быть местом для общественно-политических споров.

Держится Московский дом актера, но и там мало что осталось от знаменитых капустников и творческих встреч – после смерти прославленного директора Маргариты Эскиной атмосферу прежнего Дома уже не вернуть.

Коммерциализация всего и вся заставляет устраивать эстрадные концерты в домах литераторов и архитекторов и придавать богатым бездарям статус писателей. Раньше, понятное дело, все это служило средством приручения интеллигенции – и все-таки там создавались прекрасные творческие среды; теперь все это пытаются отнять по коммерческим соображениям – именно чтобы такая среда не создалась, потому что деятели культуры смогут организоваться и что-то противопоставить властям, а в этом никто не заинтересован.

Комментарий

Сергей Караганов, историк, политолог, руководитель Совета по внешней и оборонной политике:

– Бесспорно, изначально все эти дома творчества в усадьбах, клубы в особняках – средство подкупа. Писателям и художникам внушали мысль об их государственной значимости, дробили общество на касты и подкупали эти касты льготами. Но со временем в этих местах стали формироваться отечественные аналоги венгерского Кружка Петёфи.

Такие фигуры, как Аксенов, Нагибин, Вознесенский, Кончаловский, Тарковский, были мощными центрами притяжения. Они задавали уровень свободы и солидарности.

В творческих союзах формировался не столько профессиональный, сколько нравственный кодекс. Возрождение этих союзов и клубов на новом уровне почти наверняка станет одной из примет нового времени.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика