Сергея Колосова и Людмилу Касаткину соединила смерть

22 февраля, спустя 11 дней после кончины режиссера Сергея Колосова, умерла его супруга – народная артистка СССР Людмила Касаткина

22 февраля, спустя 11 дней после кончины режиссера Сергея Колосова, умерла его супруга – народная артистка СССР Людмила Касаткина. Как говорят друзья и близкие этой блистательной пары, они не могли быть друг без друга. Теперь они снова вместе…

Природа, порода и характер

Последний раз мы встретились с Людмилой Ивановной ровно год назад в ГУМе, где проходила презентация телепроекта «Бабье лето». Сергей Майоров вспомнил кинодив прошлых лет и предложил им фотосессию у фотографа Аслана Ахмадова взамен на откровения. Как же радовались в этот вечер позабытые широким экраном актрисы – Вера Васильева, Татьяна Конюхова, Лариса Лужина, Римма Маркова, Инна Макарова, Светлана Светличная. Людмила Ивановна Касаткина была сдержанна в эмоциях. Мы поинтересовались тогда: понравилась ли ей новая роль – фотомодели?

– Нет, деточка, не понравилось, не мое это, совсем не мое. Но вот фотографии получились потрясающие, – гладя меня по голове, как когда-то делала это моя бабушка, говорила актриса. – Я вообще нечастый гость пафосных приемов. Чувствую себя не в своей тарелке. Но благодарю за возможность увидеть здесь своих коллег, которых не видела много лет. Все мы так постарели…

– Да что вы, вы прекрасно выглядите.

На комплимент Людмила Ивановна улыбнулась, не отрицая сего факта.

– Она всегда была уровня голливудской дивы. Голливуд, да и только! – поведала нам народная артистка России Ольга Богданова. – Любая женщина может позавидовать тому, как она выглядела до последних дней. Наши актрисы долгое время пытались узнать секрет ее молодости, что она с собой делает, почему нет морщин… А она только отшучивалась: мол, никогда ничего с собой не делала. Но мы приглядывались – может, все-таки где-то что-то подтянула? Нет, действительно ничего не делала. А потом как-то сама рассказала, что лицо всю жизнь умывает мылом и пользуется детским кремом. А всё остальное – это природа, порода и характер.

Мудрецы говорят, что к старости мы имеем то лицо, которое заслужили. Лицо Людмилы Ивановны – лишь подтверждение мудрости. Она всегда была добра к окружающим. В родном Театре Советской, ныне Российской, армии она помогала всем, кто ее об этом просил. Ведь ее знали во всех самых высоких кабинетах. Надо жилье молодому артисту – будет жилье, надо телефон установить – не переживайте, надо лекарства достать – тоже найдет. Безотказный человек.

– Сказать, что это большая потеря для нашего театра – ничего не сказать, потому что такие актрисы рождаются раз в сто лет, – продолжает коллега Касаткиной Ольга Богданова. – Людмила Ивановна была повелительница по жизни. Она входила – и всё подчинялось ей. Она притягивала к себе всё внимание, и от нее было невозможно оторвать глаз. Когда она появлялась в театре, было ощущение, что зажгли еще одну люстру. С ее приходом будто бы света становилось больше. Ослепительная улыбка, энергия, юмор – всё при ней.

Не душечка

Людмила Касаткина была маленького роста, женственная и обаятельная. Но при этом все отмечают ее волевой, даже мужской характер. В театре ее знали как женщину с позицией. Если Касаткина пришла на собрание театра, она не будет тихо сидеть в углу. Обязательно выйдет и выскажет свою точку зрения.

– Никого не боялась, была очень смелым человеком. Говорила руководству в глаза всё, что думает, – вспоминает Богданова. – Это огромная редкость для человека, тем более для актрисы ее ранга. Хотя казалось, что ее внешность предполагает обратное. Эдакая душечка, которую она гениально сыграла в кино. Нет, нет.

Народная артистка России Светлана Крючкова, сыгравшая с Касаткиной в первом своем фильме «Большая перемена», вспомнила такой случай из биографии актрисы:

– Она меня поразила, приехав на мой 55-летний юбилей. Это было в тот момент, когда, грубо говоря, меня предали анафеме. Очень много было вокруг негатива. Меня пытались пригнуть, утопить, задавить. Несмотря на договоренности о проведении юбилейного вечера, мне за полчаса до начала пытались отказать. Я никогда и никого не зову на праздник и уж тем более не прошу проводить его за меня. Так вот, начался вечер, и в зал входят Людмила Ивановна и Сергей Николаевич. Я не ожидала их увидеть. А когда Касаткина вышла на сцену и сказала очень приятные слова, мне было вдвойне приятно. Так как в тот момент я почувствовала поддержку хорошего друга, старшего товарища, великой актрисы. Она проявила себя как человек с самостоятельной гражданской позицией.

Укротительница

В самом начале своей кинокарьеры Касаткина сыграла две знаковые роли – Катарину в «Укрощении строптивой» и Лену Воронцову в «Укротительнице тигров». Видимо, эти роли дали какой-то верный заряд всей ее творческой биографии. Она могла «укротить» любую роль, любой образ ей был подвластен.

– Ее знали больше как киноактрису, у которой муж кинорежиссер, но при этом на первом месте у нее всегда был театр, – делится воспоминаниями Ольга Богданова. – Мне рассказывали, как она каждую свою роль завоевывала. Одной из первых ролей Касаткиной в театре была роль регулировщицы. Текст она не произносила, но при этом добивалась того, чтобы и ей достались заслуженные аплодисменты. Касаткина всегда стремилась доказать режиссерам свое право играть главные роли. Она работала с Алексеем Дмитриевичем Поповым, создателем Театра Советской армии. Была у него любимой актрисой, переиграла во многих спектаклях. При такой звездной карьере в кино впоследствии она могла не особо надрываться. Иметь в репертуаре два спектакля –  и всё. Но у Людмилы Ивановны была известная многим формулировка: «У меня  в жизни – один театр, один муж, один сын». По жизни она была человеком преданным.

Своего единственного мужа Сергея Колосова Касаткина встретила, еще учась в ГИТИСе. Он снимал кино и ее в главных ролях. Он первым создал многосерийный телевизионный художественный фильм «Вызываем огонь на себя». У него было свое телевизионное объединение, где он отснял свои самые известные картины, в которых блистала Людмила Касаткина. Он даже поставил спектакль для любимой и в любимом ею театре «Странная миссис Сэвидж». Эта постановка стала последней в ее жизни.

Последние полгода Людмила Ивановна перестала появляться в театре. Сказывались недуги. Касаткина страдала болезнью Альцгеймера, перенесла операцию на сердце, у нее был хронический бронхит – актриса много курила.

– Я была хорошо знакома с Сергеем Николаевичем Колосовым по телевизионному объединению, в котором у него снималась, – вспоминает Светлана Крючкова. – Они прожили вместе с Людмилой Ивановной более 60 лет. Всю жизнь были единомышленниками. 27 декабря ему исполнилось 90, а 11 февраля он умер. Через несколько дней, 22 февраля, не стало и ее.

У Марии Сергеевны Петровых, современницы Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Пастернака, есть такие замечательные строчки: «А может быть, к душе душа приникнет в тишине». На Руси есть непереводимое выражение – живут душа в душу. И вот они жили душа в душу. Не стало одной души –  и вторая ушла за ней. Одна душа потянулась к другой. Это очень правильно, очень красиво, похоже на несбыточную сказку и мечту – «они жили долго и умерли в один день». Почти так и было. Судьба послала им такой красивый уход из жизни как подарок за счастливую жизнь.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика