Аркадий Арканов заставляет читать Гоголя, Булгакова и Хемингуэя

Сатирик Аркадий Арканов поделился своими литературными предпочтениями

Сатирик Аркадий Арканов поделился с «Собеседником» своими литературными предпочтениями.

– Очень сложно выбрать любимые книги из всех, что были для меня важны и значимы в разное время… Поэтому я назову сейчас не все, конечно. В первую очередь это Николай Васильевич Гоголь, который оставался и остается богом для меня практически во всем – будь то драматургия или проза. Другой писатель, которого я выделяю, это Булгаков, в особенности в главном своем произведении – «Мастере и Маргарите».

Отдельный этап был, когда я открыл для себя Хемингуэя – тоже практически всё – и Ремарка. Я вообще обычно увлекался не книгами, а писателями. Потом был период, когда я очень увлекся фантастикой, в хорошем смысле, и конечно же – Рэй Брэдбери. Он величайший писатель и будет для меня таким всегда. И еще один великий роман – когда я впервые познакомился с ним, находился под сильнейшим впечатлением – это Маркес, «Сто лет одиночества».

Из того, что читал в последнее время – получил колоссальное удовольствие от книг Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация» и «Жутко громко & Запредельно близко». И не потому, что их перевел мой сын! Дело не в качестве перевода (хотя перевод отличный – это не только мое отцовское мнение), а в литературе. Это глубочайшие произведения, взявшие все лучшее от классики.

Когда-то с таким же удовольствием я прочел «Похороните меня за плинтусом» Санаева – вот то произведение, о котором я могу смело сказать «литературное».

При всем уважении к современной литературе – и нашей, и зарубежной, – если у меня спрашивают совета, то я задаю вопрос: а читал ли человек тех авторов, что я перечислил в начале? Гоголя, Маркеса, Ремарка… И если человек отвечает: «Ой, я не читал», то разве можно советовать что-то другое? Будь моя воля, я бы просто насильно заставлял.

И вот что важно: все главные книги человек должен успеть прочитать до 50 лет (а может, этот порог, до которого сохраняется способность впитывать, даже и ниже). Книги, прочитанные до этого возраста, формируют человека. А потом мы бронзовеем, становимся не так восприимчивы. Сейчас, даже если я читаю прекрасную книгу, все равно думаю: «Я это уже читал».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика