08.04.2011

Сергей Нефедов – «космонавт №0»

На нем испытывали всё, что предстояло Гагарину и другим первопроходцам космоса

В то же время и в том же месте, где произошел трагический случай с Валентином Бондаренко, испытателем космической техники работал Сергей Нефедов. Незадолго до полета Гагарина он участвовал в зачетном эксперименте (месяц прожить в замкнутом пространстве корабля «Восток»). Все свои замечания и ощущения Нефедов записывал в бортовой журнал, который потом передал Гагарину. Вдруг там окажется какая-то подсказка в случае нештатной ситуации! Тренажер назывался «Восток-0», с тех пор космонавты и стали называть Нефедова «космонавт-ноль». Разыскал этого человека (Сергею Павловичу сейчас за семьдесят, он живет в Москве) и первым написал о нем журналист Александр Милкус.

Нефедов попал в испытатели из летной части, где служил стрелком-радистом в звании рядового. Почему именно он? Требования к росту, весу первого космонавта диктовались техническими возможностями корабля «Восток»: очень тесная кабина, каждый кг груза, который требовалось поднять на орбиту, – поистине «золотой». Гагарин при росте 165 см и соответствующем весе проходил по параметрам. Поэтому и испытателя подбирали с таким же весом и ростом.

На Сергее Нефедове испытывали все «прелести» космической профессии. Сажали в барокамеру под давлением, соответствующим 7 тысячам метров высоты, без кислорода – это считается пределом человеческих возможностей. В центрифуге, на которой летчикам дают перегрузку 4 g, Нефедов выдержал перегрузку 11,2 g! Он сидел в сурдокамере в полной тишине. Американцы писали в журнале, что человек, проведший в сурдокамере больше 15 суток, сходит с ума. Нефедов выдержал месяц без физиологических изменений.

И вот так с августа 1960-го до 1991 года Сергей Нефедов прокладывал другим безопасную дорогу в космос.
«За тридцать лет работы испытателем не было такого эксперимента, в котором бы я не участвовал. У меня очень хорошо развито «чувство дозволенного» – я четко чувствовал предел, за который заходить нельзя» – так объясняет Нефедов свою удивительную везучесть и живучесть.

Сергей Павлович – человек скромный. Живет на обычную пенсию. Из наград – орден Красной Звезды (1961), медаль «За боевые заслуги» да почетная грамота ЦК ВЛКСМ. А ведь именно он был негласно выбран «дублером» Гагарина – тот же рост и фигурой похож. Из-за этого сходства ему и досталось больше, чем другим испытателям, при подготовке первого полета человека в космос. Не наград, к сожалению...