Михаил Швыдкой: равнение на «Винзавод»

Швыдкой выделил в культурной политике России-2010 два по-настоящему знаковых события. Первое – открытие выставки «Святая Русь» в Лувре: ее вместе открывали президенты России и Франции. А второе событие – два часа на «Винзаводе».

Михаил Швыдкой – спецпредставитель президента по культурному сотрудничеству и посол МИД по особым поручениям (это – помимо руководства Академией российского телевидения). В круг его занятий входит  проведение российских культурных мероприятий за границей и работа над созданием положительного образа страны.

– По роду своих занятий вы лучше многих осведомлены о вкусах президента Медведева. Насколько он вообще интересуется культурой и чем именно?

– Не сказал бы, что лучше многих, но в силу своего скромного разумения могу предположить, что у него, безусловно, вкусы модернизатора.

– В смысле?

– В том смысле, что модернизатор вообще обязан интересоваться искусством едва ли не больше, чем   политикой. ХХ век доказал, что с модернизацией, по сути, только искусство и справилось, оно одно от нее выиграло по-настоящему. И еще наука, конечно, достигшая великих прорывов.

Думаю, в культурной политике России-2010 было два по-настоящему знаковых события. Первое – открытие выставки «Святая Русь» в Лувре: ее вместе открывали президенты России и Франции. А второе событие – два часа на «Вин­заводе».

– Медведев смотрел там фотовыставку, насколько я помню.

– Выставку лучших российских фотографий прошлого года, но суть не в том. Сам объект символичен: «Винзавод» пока – наиболее удачный, по крайней мере в Москве, опыт создания арт-среды. И это, безусловно, один из символов модернизации – лучший  арт-комплекс Москвы получился из преображенных старых цехов. Ну, и президентская встреча с рокерами – тоже, конечно, признание во вполне актуальных вкусах.

– Как бы вы оценили деятельность Министерства культуры сегодня?

– Александр Авдеев – мой давний товарищ и замечательный человек. Но состояние культуры в наименьшей степени зависит от Министерства культуры. Начнем с того, что ни один руководитель крупного ведомства в любой сфере не может встретиться с главой государства через голову министра. А в культуре это запросто. Главное же – сегодня судьба культуры зависит не столько от Минкульта, сколько от Минобра. Сегодня культура теряет зрителя и читателя потому, что он ее уже просто не понимает. Бродский любил повторять, что трагедия – гибель хора, а не героя. Но есть трагедия большая – гибель зрителя, без которого бессмысленно существование и хора, и героя.

– Наметилась ли оттепель на телевидении – вы-то к нему стоите ближе многих – или это очередная обманка?

– Всякая оттепель в искусстве определяется двумя тенденциями: первая – возвращение закрытых и запретных имен. Вторая – создание нового контента, который вчера еще был немыслим по причине эстетической и политической смелости. С возвращением все обстоит неплохо, откуда и появляется иллюзия перемен: Парфенов, Сорокина – они теперь снова активные игроки, и думаю, этот список будет пополняться. Появятся и люди, которых по излишней и бессмысленной ретивости внесли в  редакционные стоп-листы. Что касается нового контента, с ним пока проблемы.    Ничего по-настоящему нового и значимого. И здесь главные мои надежды связаны не с ослаблением государственного регулирования, которое то ли слабеет, то ли, наоборот, к выборам будет усиливаться, а с появлением таких телеканалов, которые   вообще находятся в принципиально нерегулируемом пространстве. В этом смысле главное событие года – канал «Дождь». Он только становится на ноги, там свои удачи и неудачи, но прорыв в том, что это первое реально массовое, общедоступное и независимое телевидение в России, ничего с ним не сделаешь.

–  Чем объясняется отказ от вручения «ТЭФИ» в 2011 году?

–  Поверьте, здесь нет никакого подвоха. В 2011 году нас ожидают два масштабных события – подведение итогов региональных конкурсов, это случится весной и осенью. Кроме того, осеннее вручение «ТЭФИ» стало анахронизмом – исчезло само понятие телевизионного сезона, каналы продолжают активно конкурировать летом, «пустого времени» не осталось. В общем, это никак не следствие интриг или конфликтов, а сугубо формальный момент.


Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика