Заявлений не писали, но в какой-то фонд попали

Недавний скандал с накопительной частью пенсий россиян убедительно показал: «молчун» – находка для нечистого на руку агента.

Недавний скандал с накопительной частью пенсий россиян убедительно показал: «молчун» – находка для нечистого на руку агента.

Перевели не глядя

Ежегодные извещения от ПФР по итогам переходной кампании в этом году у многих вызвали недоумение: люди узнали, что, согласно поданным заявлениям, накопительная часть их пенсий переведена в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но заявлений-то никаких многие не писали! Обман?
Речь идет о накопительной части наших будущих пенсий. Эта графа появилась в пенсионных отчислениях в 2002 году. Деньги, попадающие в «накопитель», можно было передать в управление либо НПФ или частной управляющей компании (УК), либо Внешэкономбанку (ВЭБ), который управляет пенсионными деньгами от имени государства. Средства тех, кто никак не обозначил свой выбор, по умолчанию передали в управление ВЭБу.

В дальнейшем любой гражданин мог выбирать, где лучше управляют его накопительной частью пенсии. Если не устраивал прежний управляющий, перевести средства в другой фонд нетрудно. Достаточно написать заявление в ПФР и заключить договор с выбранным НПФ. Причем самому относить эти документы не обязательно, это за вас могут сделать агенты НПФ — они часто появляются в офисах и звонят на мобильные. По итогам года каждый, кто решил перевести свои средства в другой фонд, получает письмо из ПФР с подтверждением перевода.

В этом году разгорелся скандал – многие люди не просили, а их деньги переводили в различные НПФ. И таких обманутых оказалось столько, что скандал принял громкий характер.

Агенты-плохиши

– Аналогичные случаи у нас были и до этого, – объяснил «Собеседнику» представитель ПФР Станислав Дегтярев. – Сейчас резонанс произошел потому, что люди начали более активно интересоваться своими будущими пенсиями. На сегодня мы получили на горячую линию около 5000 устных жалоб на НПФ. Письменных претензий – почти 900, с каждой разбираемся. Опыт прошлых лет показывает, что примерно треть из них – случаи, когда люди либо забыли, что попросили перевести свои накопления, либо не поняли, какое именно заявление они написали. Но большая часть, вынужден признать, это результат работы недобросовестных агентов.

– Фонды выплачивают агентам деньги за каждый заключенный договор, – продолжает Дегтярев. – Как правило, агенты получают персональные данные застрахованных лиц и фальсифицируют заявления. После этого НПФ как трансферагент направляет эти заявления в ПФР. На основании этих данных происходит перевод накопительной части пенсии.

Разбор полетов

Надо сказать, что с финансовой точки зрения люди не пострадали: деньги как были на их пенсионных персональных счетах, так там и остались. Поменялся лишь управляющий. Прибыль в данном вопросе – вещь крайне эфемерная. Статистика утверждает, что НПФ управляют чуть более эффективно (на 2–3% выше инфляции), чем ВЭБ. Прибыль последнего, кстати, оказалась в прошлом году порядка 7,6%.
Но осадок остался: решили за людей. Тем более что речь в итоге идет о миллиардах рублей.

– Мы разбирались вместе с Ассоциацией НПФ, – рассказал Дегтярев. – Будем принимать меры вплоть до разрыва трансагентских соглашений в июне.

Что делать?

1. Написать заявление в ПФР. Только деньги в этом случае вернутся обратно лишь в первом квартале следующего года.

2. Обратиться в суд. В прошлом году там было рассмотрено 30 таких исков (частных и коллективных), в результате более 500 человек вернули свои накопительные части тем управляющим, которых выбрали сами.

3. Идти в тот НПФ или УК, куда перевели ваши деньги, просить показать ваше заявление и разбираться.

 

Ирина Цитович, представитель НПФ «Норильский никель»: Нужен четкий закон

– Мы уволили ряд сотрудников, в том числе управляющего региональной сетью. Мы болезненно переживаем эту ситуацию – репутационные потери для нас очень тяжелы. Тем более что пострадали все НПФ, которые находятся в топ-списке. Но такие случаи были и раньше. От нас, например, 270 человек передали в другие фонды без их согласия. Можно ли обезопасить граждан и нас от мошенников? Надо на уровне закона принять несколько простых правил.

1 Гражданин имеет право переходить из фонда в фонд только 1 раз в год. У нас был выявлен случай, когда человек трижды (!) за месяц поменял фонды. Ясно, что речь идет о мошенничестве.

2 Информацию о переходе гражданин должен получить в течение месяца после подачи заявления и до перевода средств.

3 Должна быть единая база недобросовестных агентов, которая доступна каждому НПФ.


между тем…

И без того довольно запутанная система начисления пенсии в России сейчас  получила новую проблему.

Дело в том, что из программы накопительной части пенсии в 2004 году были исключены мужчины 1953–1966 г.р. и женщины 1957–1966 г.р. – 22 млн человек. Но два-то года их работодатели отчисляли деньги и на  накопительную часть. Сегодня эта их часть – в среднем по России порядка 5000 руб. на каждого. Ею, впрочем, тоже управляли и по идее «растили». Некоторые из этих людей уже вышли на пенсию («досрочники» и инвалиды с детства – около 500 тыс. человек). И они сейчас получают в среднем по 40 рублей в месяц прибавки. Еще 4 млн человек выйдут на пенсию в следующем году. По словам президента Национальной ассоциации НПФ Константина Угрюмова, они получат прибавку в 23 рубля. Да и ту в общем-то придется требовать по суду: закона о выплатах до сих пор нет. Его должен был разработать Минздравсоцразвития, но за 9 лет этого так и не произошло.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика