Евгений Ясин. Дефицит может вернуться

Депутаты фракции ЛДПР предложили обязать производителей наносить на свои товары (не на все, а только на жизненно важные) отпускную цену. По мнению парламентариев, это поможет сбить розничные цены и уменьшить аппетиты посредников. Цены предлагается наносить типографским способом, чтобы народ видел, на сколько дороже ему продают тот или иной товар.

Очень привлекательное предложение, популистское. С одной стороны, люди скажут: «Правильно, так и надо!» С другой – мало кому придет в голову:  ну увидишь ты, на сколько накручивают, а дальше-то что с этим делать?

А вот если за, скажем, трехкратную накрутку отпускной цены введут наказание, тогда и вовсе наступит самое страшное:  Россия вспомнит, что такое дефицит товаров.

Первые шаги рыночных реформ начались именно с либерализации цен – они стали свободными. Одновременно вышел закон о внешней торговле, который позволял и гражданам, и предприятиям заниматься ею. Появились челноки… Дефицит исчез, и хотя товары подорожали, зато они стали доступными.

Забота правительства должна состоять не в том, чтобы регулировать цены, а в том, чтобы обеспечить конкуренцию на рынке.
Сейчас начата атака на крупные розничные сети. Им всячески ограничивают деятельность – и чтобы они в пределах одного населенного пункта не занимали больше 25% в обороте, и рентабельность их хотят контролировать… А все потому, что у крупных сетей есть реальная возможность снижать цены на товары.

Предложение от ЛДПР как раз из разряда идей, которые приводят к нарушению рыночных законов торговли. Реальная цель таких предложений – заставить продавцов поделиться с производителями, то есть выбить для них более высокие цены закупок, чтобы они получили дополнительную прибыль.

Расхлебывать же результаты внедрения этих «популярных» мер придется покупателям. Они будут вынуждены либо платить более высокую цену за товары, либо столкнутся с тотальным дефицитом. Покупатель – всегда жертва в такого рода мероприятиях.

Если же депутаты реально хотят снизить цены, им надо озаботиться совсем другими проблемами. Прежде всего способствовать созданию лучших условий для усиления конкуренции, для вложения капитала. Вход на рынок должен стать более открытым. Чтобы было не меньше, а больше крупных розничных сетей (как минимум 7–8), чтобы они активно конкурировали друг с другом и только благодаря этому снижали цены…

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика