Евгений Ясин. Пора прощаться…

На днях президент одобрил предложения Минэкономразвития о преобразовании госкорпораций (ГК) в другие формы. Новость положительная. Этим решением подводится черта под кампанией, которая разгоралась на волне пузырей докризисных больших прибылей. Раз в стране появились деньги, почему бы не потрясти государство и не соорудить ГК, где на госденьги создавались такие же условия работы и оплаты, как и в крупных частных корпорациях?

Решительный удар по этим образованиям нанес кризис. Плюс инициативы Медведева, который не слишком хорошо относился к этой идее, которую, видимо, породили друзья премьера Путина, желавшие встать во главе процесса.

В сегодняшней ситуации преобразовать ГК в АО – решение более или менее разумное. Но тут важно понимать, что некоторые ГК не могут быть чисто коммерческими, они должны также решать задачи, важные для страны, но на первой фазе нерентабельные. То есть они могут быть и АО, но при этом выполнять госзаказы. Например, Внеш­экономбанк. На стадии модернизации и формирования инновационной экономики он как банк развития, безусловно, нужен. Как нужны и другие развитые институты, которые бы вкладывали государственные деньги в некоторые проекты на первой стадии модернизации страны, куда частные инвесторы не пойдут из-за нерентабельности.

Следовательно, потребуется ряд институтов, которые могут работать с госденьгами, заключать контракты на выполнение работ и контролировать использование госсредств. Это могут быть и АО, или правительственные агентства, или дирекция целевых программ...
Делать это надо с учетом мирового опыта. А там по всем проектам, которые идут через подобные банки развития, проводится экспертиза, проект тщательно изу-чается, составляется подробная смета затрат, жестко определяются сроки… Все прозрачно, и налогоплательщики всегда знают, во что и сколько они вкладывают денег.

Пока такой работы в России нет, или ее крайне недостаточно. Зато есть привычка решать вопросы по принципу сдержек и противовесов в виде разного рода лоббистов.

Возвращаясь к преобразованию ГК в АО, хочу добавить, что нам не надо бояться акционирования даже таких отраслей, как оборонка («Ростехнологии»). Гос­участие здесь может быть и частичным. Но обязательно должны быть большая доля публичности и контроль за тем, чтобы частник считался с условиями, которые выдвигает государство. Могут быть и публичные компании (где доли каждого акционера невелики), но доступные общественному контролю. Рано или поздно нам придется решать вопрос приватизации и в этой сфере.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика