Пора по баллам?
В Белоруссии ГАИ взяток не берет. Во всяком случае, есть такая легенда. Хотя на самом деле вместо инспектора взятку берет посредник. Просто в нужный момент появляется некто в костюме и галстуке и предлагает услугу по урегулированию. Но, как врут очевидцы, даже в таком виде это не массовое явление. Все-таки придорожная милиция там занимается делом, хотя довольно часто в извращенной форме.
Например, на трассе стоит патруль и ловит за превышение скорости. Останавливает, выписывает, отпускает. Что делает водитель после? Дает по газам. А тут второй патруль. Останавливает, выписывает, отпускает. Водитель уносится. А тут третий патруль… Кто ездил по дорогам Белоруссии, обращали внимание, что по пустой трассе местные ездят степенно. И вот в Белоруссии решили, что народ ведет себя все хуже и надо бы ввести балльную систему нарушений. Водитель на год получает карт-бланш на 25 штрафных баллов. За разные виды нарушений можно будет схлопотать от 2 до 10 баллов. Неудачник, истративший все 25, будет лишен прав на срок от 3 месяцев до года.
Между автомобильным бизнесом Европы и России есть одна очень существенная разница. Наши дилеры крупнее европейских. Так, официальный дилер «Вольво» в Испании, как правило, располагается на первом этаже жилого дома по соседству с парикмахерской и турбюро. А у нас на Киевском шоссе – крупнейший в мире дилерский центр «Вольво» из пяти домов общей площадью в несколько километров. Да и дилеры прочих брендов у них не блещут. БМВ и «Мерседесами» в Германии торгуют из павильончиков, больше похожих на мастерские по ремонту велосипедов.
А вот в экономике процесса различий уже меньше. Самое прибыльное – ремонт автомобилей, а тем более ремонт мерседесов и BMV. В Европе дилер зарабатывает на этом в среднем 42%. У нас вилка чуть шире – от 40 до 60%. В зависимости от того, входит ли дилер в холдинг (40%) или живет сам по себе (60%).
Продажа новых автомобилей у нас с ними тоже почти совпадает. В Европе дилеру эта деятельность приносит в среднем 31% прибыли, у нас – от 30 до 50%. Не в смысле наценки на один автомобиль, а в смысле общего заработка всей компании.
А вот доход от секонд-хенда пока несопоставим. Подержанные автомобили в Европе приносят дилеру порядка 24%. У нас секонд-хенд порой не приносит больше 5%. Хотя есть отдельные герои рынка с достижением в 15%.