Новости дня

21 апреля, суббота


























20 апреля, пятница



















"Эмку" спасали под пулями

0

Тяга к ретроавтомобилям у калининградца Юрия Грозмани зародилась, похоже, с тех пор, когда мама его еще в животе носила – будучи на 4-м месяце беременности, она сдавала на права на автомобиле «Победа».

Сейчас наш герой владеет пусть небольшой, но коллекцией машин от дилеры kia в москве. Среди них есть и знаменитая «Победа». Но самый крутой экземпляр – «эмка», довоенный советский автомобиль ГАЗ-М1, по фильмам известный нам еще и как «черный воронок».

Чтобы собрать его, Юрию пришлось пускаться в такие авантюры, что и Остапу Бендеру не снились. Тогда он был молоденьким офицером ПВО. И чтобы купить ту рухлядь, какой сначала была его «эмка», отдал все бабушкино наследство – 5,5 тысяч рублей советскими деньгами!

– Смотрели на меня странно, – вспоминает коллекционер, – в начале 90-х «Жигули» стоили 8 тысяч рублей. А тут фронтовая развалюха, 20 лет простоявшая на даче под Ленинградом: крыша течет, бампера нет, двери гнилые… Чтоб вывезти ее из Ленобласти, пришлось нанимать грузовик за 800 рублей. В Балтийск мы ехали сразу после путча 1991 года и ночью на границе Псковской области и Эстонии наткнулись на «блокпосты» местных националистов. Те приказали остановиться, а мой водитель испугался и дал по газам. «Дружинники» открыли по нам стрельбу. Посыпались стекла… К счастью, там был поворот, за которым мы и скрылись.

Коллекционер составил для себя подробный план восстановления машины. Начал с бампера. Чтобы найти его, списывался со всеми коллекционерами страны, читал объявления. Четыре года прошло без толку. Другой бы махнул рукой…

– Я вспомнил, что в детстве видел на болотах под Ленинградом остовы довоенных машин, – рассказывает Грозмани. – И какой бы безумной эта затея ни казалась, мы с товарищем снарядили экспедицию в места боев на Карельском перешейке. Полдня лазили по болотам – нашли останки такой же машины. Взяли бампер и тащили на плечах эти 20 кило по лесу. За день выбраться не смогли – пришлось там заночевать…

Потом удалось чудесным образом купить заднюю часть корпуса, которая была похожа на диван.

– Пришел этот «диван» в Калининград, а таможенник говорит: ты привез это с коммерческой целью, плати растаможку, – продолжает мой собеседник, – докажи, что это на твою машину. Я поехал за фотографиями в Балтийск – привез. Он, наверное, не ожидал, думал, предложу взятку. А когда увидел всю эту хронику сборки, обмяк и даже предложил свой микроавтобус, чтобы я довез «диван» бесплатно.

Все выходные и вечера наш коллекционер проводил в гараже – жена приносила обеды и ужины, чтоб совсем не одичал. А когда в воинскую часть приезжали проверяющие, их первым делом вели в гараж: «Юр, покажи «эмку»!» Юрий ее выкатывал, они долго ходили вокруг: «Ну ты даешь, молодец». Проверки заканчивались на удивление хорошо.

– Как-то сварщик, который мне помогал, заявил, что заварит днище только за хорошую сумму в долларах, – рассказывает Грозмани. – Тут я слег… Был 1992 год. Мы получали маленькую зарплату, ее вечно задерживали. Месяцами питались лепешками из муки третьего сорта… Где взять валюту? От отчаяния я написал книгу про историю Пиллау (Балтийска). Мы с товарищами предлагали ее по 25 марок ностальгирующим немецким туристам. Книга пошла хорошо, и денег я заработал больше, чем рассчитывал. Спасибо машине – это она толкнула меня на литературные подвиги…

Закончил я свою «эмку» только в 2002-м. Этот автомобиль изменил мою жизнь! Я не стал полковником из-за этой машины – больше старался в гараже, чем на службе. Зато обрел новых друзей и профессию по душе – стал журналистом.

Сабина Салахова

Калининград

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания