Безопасность вашей тачки

Выбирая новый автомобиль, мало кто изучает результаты краш-тестов. Но даже самый опытный водитель не застрахован от ДТП. А при серьезной аварии здоровье, а зачастую и жизнь во многом зависят от пассивной безопасности конкретного автомобиля.

Выбирая новый автомобиль, мало кто изучает результаты краш-тестов. Но даже самый опытный водитель не застрахован от ДТП. А при серьезной аварии здоровье, а зачастую и жизнь во многом зависят от пассивной безопасности конкретного автомобиля. В Европе такую безопасность оценивают уже около 25 лет – этим занимается EuroNCAP, международная некоммерческая организация, куда входят правительственные организации, страховые компании, автоклубы и НИИ.

Разбить в хлам

Многие считают, что безо-пасность авто измеряется либо ценой («чем дороже, тем безопаснее»), либо количеством подушек безопасности. Своя правда в этом, безусловно, есть. Однако те же подушки безопасности должны не просто быть в машине, но и правильно в свое время раскрыться-сдуться.

А деформированные от удара кузов и стойки лобового стекла, как и смещенные во время аварии педали тормоза, сцепления и рулевая колонка, не должны наносить сильную травму (т.е. важно, как далеко и в какую сторону они уходят после столкновения).

Выяснить, как всё это поведет себя в ДТП, можно только с помощью краш-тестов – именно на основе данных, полученных в подобных испытаниях, машины и получают европейские звезды за безопасность.

Как это делается в Euro-NCAP: эксперты анонимно покупают несколько новых серийных автомобилей. Затем авто разбивают в одном из двух независимых исследовательских центров, английском или голландском.
Во время испытаний проводится имитация фронтального столкновения (на скорости 64 км/ч), бокового удара (50 км/ч), наезда на пешехода (40 км/ч). В некоторых случаях, когда машина оснащена дополнительными подушками для защиты головы, делается дополнительный краш-тест удара в столб боком  (29 км/ч).

Манекены, сидящие в машине, оснащены датчиками, которые показывают, какая была нагрузка на определенные части тела и насколько серьезные травмы можно получить в разных авариях. Используются как взрослые манекены, так и детские – таким образом оценивается безопасность и маленьких пассажиров. Подсчет баллов проводится по каждому испытанию.

Собрав все данные, эксперты присваивают автомобилю определенное количество звезд – максимум 5.

В погоне за баллами

Автоконцерны не сразу стали признавать результаты Euro-NCAP. Но после того, как эта организация получила господдержку многих европейских стран, отмахиваться от EuroNCAP перестали. Результаты краш-тестов начали публиковать в газетах, их взялись изучать потенциальные покупатели. Производители машин стали стремиться заработать побольше баллов, и тогда выяснилось, что сделать это можно, не только напичкав авто подушками безопасности – дополнительные баллы можно получить, например, установив датчики, сигнализирующие о непристегнутых пассажирах и водителе. Сами датчики стоят недорого, а бонусные баллы лишними не бывают – чем их больше, тем больше звезд можно получить.

Мы же с вами теперь вынуждены слушать противный писк этих устройств, пока не пристегнемся. Неприятно, зато действенно! Непристегнутый ремень сводит к нулю любое количество подушек безопасности.

Требования все жестче

Понятно, что бежать впереди паровоза, вкладывая средства в разработку новых систем безопасности или устанавливая дополнительное оборудование, производителям совсем не хочется. Проще выполнить необходимый минимум и получить свои 5 звезд.

Чтобы жизнь автоконцернам не казалась малиной, в Euro-NCAP стараются время от времени ужесточать правила. Если в 2009 году около 90% протестированных машин получило 5 звезд, то в 2010 году для высшей оценки стало необходимо в базовой комплектации иметь систему курсовой устойчивости (ESC). После этого максимальное количество звездочек получили лишь 65% разбитых экспертами автомобилей. В скором времени будет измеряться уже не только пассивная безопасность автомобилей, то есть помогающая уберечься от травм во время аварии. Эксперты начнут подсчитывать эффективность работы активной безопасности – различных электронных помощников, которые предотвращают попадание в ДТП (той же системы курсовой устойчивости, сигнализатора о незапланированном пересечении дорожной разметки, ограничителя скорости, сообщающего о превышении установленного лимита и т.п.).

кстати

Самые безопасные авто

Машины, которые набрали наибольшее количество баллов в 2010 году:

• Премиум-класс: BMW 5 Series
• Компактный семейный автомобиль: Alfa Romeo Giulietta
• Класс суперкомпактных машин: Honda CR-Z
• Кроссовер: Kia Sportage
• Мини-вэн: Toyota Verso

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика