Зачем МВД хочет повысить показатели смертности на дорогах? Отвечает Ольшанский
Знаменитый адвокат прокомментировал странную, на первый взгляд, инициативу ведомства
Эксперт прокомментировал странную, на первый взгляд, инициативу ведомства.
Новость дня сходу поражает: МВД просит повысить показатель смертности на дорогах. То есть норматив 4 погибших на 100 000 человек, который поставлен перед полицией президентом два года назад (майские указы), ведомство хочет переписать на 8,4 смертей на 100 000 человек.
Как это понимать, мы спросили у адвоката Леонида Ольшанского, вице-председателя Движения автомобилистов России.
– Не спешите стрелять в МВД! Снизить смертность в ДТП нельзя одним нажатием кнопки. Это комплексная проблема.
И как ее решить – на этот вопрос президент Путин ответил 10 лет назад на заседании Госсовета по безопасности дорожного движения, – напоминает Ольшанский. – Он сказал, что на первом месте тут должно быть строительство новых дорог, тоннелей и эстакад. Если тоннель прорыт или эстакада переброшена, то ни в кого не врежешься, даже если захочешь. Второе: оперативное прибытие на место ДТП скорой помощи. Потому что очень часто люди умирают не от травмы, а от того, что им вовремя оказана помощь. А где скорая приехала быстро – там люди выживают. И третье, сказал президент, это «повышение качества подготовки водительских кадров», то есть чтобы в автошколах посерьёзнее принимали экзамены.
Так что на первом месте – строить. Скажем, водитель сбил пешехода, потому что не увидел его. А не увидел, потому что в этом месте не поставили фонарь. Но в этом же не МВД виновато? А лучше не просто фонарь, а подземный переход – и даже если водитель пьян и летит как угорелый, он в этом месте никого уже сбить не может. Так что акцент тут надо делать на деятельности дорожных служб и местных властей.
– Вы хотите сказать, что МВД совсем ничего не может сделать для уменьшения смертности?
– Ну как же! МВД предлагает, например, усилить репрессии на дорогах. Но эти намеки, насколько я знаю, президент не поддержал. Тогда, десять лет назад, он не сказал «усилить репрессии в административном и уголовном законодательстве».
Действительно, репрессиями, прописанными хоть в каком законодательстве, ни один вопрос не решается, если не выполнить первые три пункта, о которых сказал президент. Снижение смертности на дорогах увеличением штрафов, лишением прав, введением талонов и увеличением количества эвакуаторов не достичь.
У нас в Министерстве юстиции лежит проект нового кодекса об административных правонарушениях – вполне себе репрессивный. Когда его готовили, нам говорили, что этот кодекс снизит аварийность. Но его сильно раскритиковали буквально все: и журналисты, и депутаты. Как провластные, так и оппозиционеры.
И в МВД поняли, что им так быстро репрессивный кодекс не протащить – блицкриг не получается, давай зайдём с другого бока. Вот и вся история.
кстати
Достичь показателей из майских указов нужно к 2024 году. В 2019 году, как пишут «Ведомости», смертность в ДТП была 11,6 человек на 100 000 населения (всего 16981 человек).