Золотая-презолотая ЦКАД: обосновано ли подорожание?
Дело возбуждено против экс-главы «Автодора». Между тем подорожание строительства со временем – ситуация в РФ стандартная
На минувшей неделе уголовное дело возбуждено против экс-руководителя «Автодора» Сергея Кельбаха: из-за его действий, по мнению следователей, Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) достроят не раньше 2021-го, а ущерб государству уже оценен в 2 млрд руб.
Сам Кельбах уверяет, что об обвинениях узнал из СМИ, хотя его видели в офисе «Автодора» 2 июля, а в самой компании не отрицают, что сотрудничают со следствием.
Внимание Генпрокуратуры, Следственного комитета и Счетной палаты ЦКАД привлек еще минувшей осенью, когда президент Путин поручил провести проверку строительства и его стоимости. Вскоре стало ясно: дорога не будет закончена в срок, в проекте как были, так и остались «узкие места», где будут собираться огромные пробки, а сама стройка серьезно подорожала: в 2017-м дорога оценивалась в 312 млрд руб., а после проверки СП в конце 2018-го выяснилось, что придется вкладывать еще минимум 20 млрд.
В марте Сергей Кельбах написал заявление об отставке и с тех пор трудится советником главы РЖД по инвестиционным вопросам (по другой информации, из «Автодора», которым Кельбах руководил с 2011-го, его уволил сам премьер Дмитрий Медведев).
Между тем подорожание строительства с течением времени – ситуация в России стандартная. Почему так, поинтересовался «Собеседник» у гендиректора Российской ассоциации подрядных организаций Александра Малова.
– Не берусь судить, были ли уведены средства при строительстве ЦКАД. Расскажу о системе. Подорожание – вещь неизбежная, – объяснил Александр Сергеевич. – Мы этот вопрос поднимаем не первый год, в том числе и на Госсовете. Дело в том, что стоимость на дорожно-строительные материалы постоянно повышается. Так, за последние пять лет произошло увеличение цены по всем позициям: цены на металл повышались дважды, стоимость цемента выросла в два раза, подорожали битум, местные материалы... А проектная стоимость этого, как правило, не учитывает. Поэтому ситуация в дорожном хозяйстве бедственная: только за прошлый год 35 подрядных организаций из нашей ассоциации стали банкротами.
Еще я бы хотел обратить внимание вот на такой момент, – продолжает эксперт. – Почему при практически полностью государственном финансировании проекта ЦКАД будет платным? Такого подхода нет в европейских странах. А ведь эта дорога планируется как важный маршрут для грузового транспорта.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №25-2019 под заголовком «Золотая-презолотая дорога».