Новости дня

23 октября, понедельник







































22 октября, воскресенье





Срослись два гиганта такси – Яндекс и Uber. Выгодно им, дорого нам?


Sobesednik.ru узнал у экспертов, как объединение сил «Яндекса» и Uber на рынке такси скажется на ценах и потребителях.

Как ранее сообщал Sobesednik.ru, два мощнейших конкурента на российском рынке такси — «Яндекc.Такси» и Uber — решили объединить свои усилия для совместной работы в России и в ряде стран СНГ (в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане).

Объединенная компания оценивается в $3 725 млн — Uber и «Яндекс» инвестируют в нее $225 млн и $100 млн соответственно.

С учетом этих вложений и возможных корректировок на момент закрытия сделки 59,3% компании будут принадлежать «Яндексу», 36,6% — Uber, 4,1% — сотрудникам. А возглавит компанию нынешний генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

— «Яндекс» одним ходом выиграл два сражения: во-первых, транспортное (обозначил себя как главный и неоспоримый игрок), во-вторых, как бонус к объединению он получает «Uber Eats» и таким образом еще и выходит на рынок доставки еды. Конечно, в этом сегменте сейчас у Mail.ru сильная позиция как у владельца «Deliveryclub», но в скором времени это «одеяло», скорее всего, перетянет на себя новый тандем, — комментирует управляющий партнер фонда Add Venture Максим Медведев. — Кроме того, сейчас «Яндекс» начнет выстраивать новый барьер: ограничение использования их технологий в коммерческих целях (он уже начал это делать несколько месяцев назад, когда сторонние таксисты жаловались на плохую работу того же навигатора).

Что же касается дальнейшего развития рынка, то тут, по мнению Медведева, не стоит беспокоиться о том, что «яндекс-убер» полностью истребят всех конкурентов, поскольку есть вполне сильные компании, которые готовы развиваться на нашем рынке.

— От такого шага очевидна выгода для обеих сторон, — считает глава Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко. — Такое объединение означает консолидацию наработок, увеличение доли присутствия на рынке, совместное лоббирование процессов «уберизации» и «яндексизации» отрасли таксомоторных перевозок, которая еще три года назад была полностью офлайновой. Так же произойдет обмен сильными сторонами (глобальный бренд, картография, алгоритмы, клиенские базы).

Для РАЭК как для ассоциации, изучающей вопросы развития цифровой экономики и цифровизации офлайновых экономик, важнее то, что с точки зрения национального ИТ-лидера (каким является «Яндекс») такое объединение с глобальным игроком доказывает: стартапы, выращенные в экосистеме «Яндекса», со временем становятся полноправными конкурентами мировых IT-лидеров — и даже объединятются с ними в итоге.

Сергей Плуготаренко также уверен, что слияние двух такси-гигантов не только не убьет весь остальной рынок онлайн-такси, но и разовьет его:

— Я считаю, что не следует бояться появления нового «сверхигрока» на рынке автоматизации такси и этот игрок точно он не поглотит все направление и вряд ли будет бороться с конкурентами — наоборот, даст импульс к развитию направления и окончательной цифровизации бизнеса такси. Так что «умирания» других такси-бизнесов не предвидится.

С учетом того, что «Яндекс» и Uber в последнее время были основными и прямыми конкурентами, которые пытались обскакать друг друга на каждом повороте, похоже, что идея объединиться — одна из самых удачных: и деньги на лишние маневры тратить уже не надо, да и силы можно направить в более продуктивное русло. К тому же у Uber уже такая практика есть: он объединился с крупнейшим игроком в Китае. Теперь «Uber» может спокойно идти завоевывать рынки в еще не покоренных странах.

Что до нас, пользователей такси, то тут, скорее всего, новость будет не из приятных:

— Будем надеяться, что тарифы для конечных пользователей в итоге не вырастут. А подозрения, что цены могут вырасти, есть, и они обоснованны: ведь раньше, до объединения, именно конкуренция двух гигантов на этом рынке заставляла их «бороться» за пассажиров в том числе за счет низких тарифов, — комментирует Сергей Плуготаренко.

Поэтому не исключено, что теперь цены на поездки у «яндекс-убера» подрастут.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания