Новости дня

19 августа, воскресенье












18 августа, суббота

















17 августа, пятница













16 августа, четверг



Какими фобиями страдают современные водители и как с этим справиться?

«Собеседник» №25-2016

Даже в автокатастрофе водитель должен оставаться водителем // Global Look Press
Даже в автокатастрофе водитель должен оставаться водителем // Global Look Press

Автопсихолог Иван Костин рассказал в интервью Sobesednik.ru о типичных фобиях у автомобилистов, переживших ДТП.

Согласно статистике ГИБДД, с января по май этого года в России произошло 58.161 ДТП.

В них были ранены 73.546 человек, а погибли 6476. Многие даже после легких ДТП боятся садиться за руль.

«Собеседник» спросил у авто­психолога Ивана Костина, какими фобиями страдают водители и как с этими страхами можно справиться.

За руль не сяду!

– Кто чаще всего боится водить машину после аварии?

– Есть люди, которые только начинают водить. В основном это молодые и зеленые, хотя на самом деле сейчас возраст начинающих водителей увеличивается: многие идут в автошколы даже в зрелом возрасте. За счет недостаточной веры в себя и недоученности они, как правило, пугаются даже при небольшом ДТП, когда, к примеру, авто лишь слегка поцарапано. Это происходит потому, что изначально такие водители чувствуют себя за рулем крайне неуверенно, а случившаяся авария только увеличивает комплексы. Эти комплексы, кстати, во многом порождаются и благодаря родителям, супругам или друзьям, которые говорят: «Ну зачем тебе водить, ты такой невнимательный, тебе это не дано».

– А среди бывалых водителей встречается боязнь сесть за руль?

– Да, безусловно. И как правило, фобия возникает после серьезных ДТП. Причем это могут быть как серьезные повреждения самой машины, так и тяжелые ранения участников аварии, еще хуже – смерть. В таких случаях водитель часто испытывает всеобъемлющее чувство вины, порой парализующее, даже если по факту сам не был виновником ДТП.

Многие боятся садиться за руль, даже если не были участниками ДТП, а лишь видели аварию или их родственники сильно пострадали после автокатастрофы.

Конечно, выйти из этого состояния непросто: водителю нужна поддержка извне. Это могут быть психологи, это могут быть и люди, которым он действительно доверяет.

Причем прямая поддержка – когда вы пытаетесь такого водителя убедить в его невиновности, – не всегда работает. Куда более действенным будет, если вы попросите его о помощи – куда-нибудь вас срочно отвезти, объяснив ему, что надежда только на него. Таким образом вы покажете человеку, что нуждаетесь в нем как в водителе.

Зато те, кто выходит из состояния анабиоза после ДТП и все же решается продолжать водить машину, на мой взгляд, самые ценные водители. Потому что они, наученные горьким опытом, максимально внимательны и осторожны.

Автопсихолог Иван Костин / архив редакции

– Многие молодые родители тоже боятся ездить, беспокоясь за здоровье своих детей. Можно ли их переубедить?

– На самом деле родители беспокоятся не только за здоровье своих детей, но и за свое собственное. У меня была клиентка – опытный водитель, которая рано потеряла мать (та умерла от онкологии). Когда женщина сама стала мамой, она обратилась ко мне и сказала, что боится водить, потому что при автокатастрофе боится оставить ребенка сиротой.

Таким водителям надо задать достаточно простой вопрос: а вы готовы свою жизнь или жизнь своего ребенка доверить водителю маршрутки, автобуса, машинисту электрички и т.д.? Как правило, они отвечают: нет. Себе-то они доверяют куда больше, чем незнакомым водителям общественного транспорта.

– Есть водители, излишне заботящиеся о своей безопасности из-за того, что насмотрелись краш-тестов. Это тоже фобия?

– Отчасти это фобия, но – полезная. Понятно, что автомобиль – не самый безопасный вид транспорта. И поэтому, даже если вы пассажир, сидящий сзади, лучше пристегнитесь. Во-первых, предусмотрительность лишней не будет. А во-вторых, хотя бы потому, что иначе в случае аварии водитель будет переживать чудовищное чувство вины.

Как вести себя при ДТП?

– Когда водитель попадает в ДТП, реакция у всех разная: кто-то закрывает глаза и отпускает руль, кто-то выскакивает и устраивает скандал... А как надо?

– Для начала надо понимать: водитель должен оставаться водителем до последнего (не бросать руль, не закрывать глаза), вплоть до того, как ДТП разрешится: оказывать первую помощь пострадавшим, звонить в ГИБДД и в скорую и т.д.

Во время серьезного ДТП водитель (пассажир) испытывает шок и ему самому нужна помощь, даже если он физически не пострадал. В таком случае его необходимо согреть, например дать попить чаю или включить обогреватель. Если человек не может найти себе места (у него возникает моторная активность), то необходимо его попросить о чем-то, например: «Найди, пожалуйста, аптечку или ножницы». Так человек быстрее выйдет из шокового состояния.

– Нередко аварии случаются и «благодаря» слишком самоуверенным, а то и хамоватым водителям. Как вести себя в таких ситуациях? Выходить из авто и бить «лобовуху» хама?

– Знаете, почему хамы на дорогах еще существуют? Это ведь мы позволяем им вести себя так: уступаем дорогу, когда водитель-хам прет напролом, и тем самым потакаем его прихотям. Хамы всегда лезут с уверенностью, что их пропустят. И кстати, именно они, как правило, пытаются сбежать с места аварии и уйти от ответственности.

Но учить хамов на дороге – себе дороже: вы же не хотите повредить собственное авто при стычке с хамом. Если вы понимаете, что вероятность аварии велика, лучше пропустите наглеца, пусть катится себе дальше.

Совет механика Гаврилова

Каждый автовладелец помнит, что нужно менять масло в двигателе, коробке, редукторах... И никто не задумывается, что в машине есть еще четыре элемента, где масло наверняка давно уже сработалось «в ноль». Это однотрубные амортизаторы и стойки.

Так что при замене масла стоит обратить внимание и на «внутренности» стоек: оценить состояние перепускных клапанов, зеркала штока, устранить отложения внутри. При необходимости – поменять.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания

Собеседник 2019г
подписка -20%!