Игра в "шашечки" на выживание. Почему такси стало опасным

Эксперт примерил на себя роль таксиста и назвал главные проблемы, из-за которых среди водителей нарастает недовольство

Фото: Такси // Замир Усманов / Russian Look

Эксперт примерил на себя роль таксиста и назвал главные проблемы, из-за которых среди водителей нарастает недовольство.

В июле европейская волна протестов водителей такси докатилась и до России. В отличие от Парижа, наши «командиры» и «шефы» пока еще не поджигают машины конкурентов, а просто пишут открытые письма. Одно из таких получил недавно губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, от которого требуют запрета онлайн-сервисов, сбивающих цены на перевозки до минимума.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов решил поработать за баранкой сам, чтобы испытать на себе все тяготы и лишения. Поговорив с ним после эксперимента, мы вычислили 7 главных бед таксистов, которые могут сказаться на безопасности пассажира.

Недосып

По рассказам Петра, интерес к этой теме появился, когда ему пришлось будить водителя московского такси, который неожиданно решил прикорнуть на скорости 100 километров в час.

– Теперь могу подтвердить: работа современного таксиста в большом городе действительно похожа на каторгу. Стандартная смена – это 12 часов в водительском кресле. Работать меньше просто не имеет смысла, так как есть риск закончить день в минусе. Я работал именно в таком графике 6 дней в неделю. Я всегда считал себя водителем аккуратным, который крайне редко нарушает правила, но в конце одной из смен я просто не заметил светофор.

Однако даже этот график – не предел. Смена 12 часов является минимальной. Следующая по продолжительности – 18 часов. Самая крайняя доходит до 22, когда водитель держит баранку с 5 утра до 3 ночи.

Автомобиль

Сайты компаний, приглашающие водителей, обещают заработок от 100 тысяч рублей в месяц. Однако то, что речь идет о «грязной» сумме, новоявленный таксист понимает не сразу.

[:wsame:]

– Отработав всего одну неделю, он действительно видит у себя в руках 30 тысяч. Однако прозрение, что это лохотрон, наступает только тогда, когда таксист отдает огромную часть заработанной суммы за бензин, штрафы, парковки и прочее. С учетом всех выплат таксист на личном автомобиле зарабатывает в удачный 12-часовой рабочий день 2–2,5 тысячи «чистыми», но если машина арендована (а это самый распространенный случай), то эти деньги он вынужден вернуть за автомобиль и выживать только за счет переработок.

Мобильные приложения

Все эти сервисы – Uber, City Mobil, Gett, «Яндекс.Такси» – это так называемые интернет-приложения, которые предоставляют определенные услуги за оплату со стороны водителя, – продолжает Шкуматов. – В «Убере» это 20% от заказа, в «Сити Мобил» – 15%, в «Яндексе» – от 15 до 20%. Приложения постоянно конкурируют между собой и сбивают цены. Сейчас для каждой машины можно рассчитать стоимость километра – сколько в среднем уходит на бензин, транспортный налог, износ деталей и так далее. Стоимость километра у машины, на которой ездил я – 7 рублей 50 копеек. А приложение Uber берет с пассажира 7 рублей.

Поэтому сейчас самым вожделенным заказом остается работа по старой схеме, когда водитель берет пассажира по поднятой руке и сам договаривается с ним о цене.

[:image:]

Никто не застрахован

При этом требовать возмещения ущерба от условного «Яндекса» бесполезно. По закону любой пострадавший в общественном транспорте может рассчитывать на 2 миллиона рублей, но на такси это не распространяется.

– Не действует в отношении пассажиров и полис ОСАГО. Он страхует ответственность водителя перед третьими лицами. Компенсация будет выплачена только тем, кто в случае ДТП находился в другом автомобиле.

Аэропорты

Существует расхожее мнение, что самым хлебным заказом для таксиста является поездка в аэропорт. Однако деньги за дальнюю поездку отбить намного сложнее.

– Приехав в условное Домодедово, таксист вынужден стоять и ожидать другого клиента, чтобы не возвращаться пустым 40 километров – иначе поездка будет бессмысленной. Чтобы не платить за парковку, он вынужден простаивать на обочине на задворках аэропорта среди тысячи таких же бедолаг.

[:wsame:]

Парковки

Как правило, в местах, которые пользуются спросом, запрещена не только стоянка автомобилей, но и кратковременная остановка.

– Тем не менее клиенты заказывают такси именно к тому ресторану, куда нужно им. В результате водитель оказывается перед выбором – либо отменить заказ, либо на свой страх и риск стоять под знаком и ждать, пока выйдут пассажиры. Штраф за парковку составляет 3000 рублей и равен обнулению дохода таксиста за весь день. Однако, если таксист подъедет в разрешенное место и предложит клиенту пройти пешком 15 минут, тот наверняка откажется и закажет другую машину, водитель которой окажется более наглым и циничным. В такси выживают только такие, поэтому стилю их вождения не стоит удивляться.

[:wsame:]

ДПС

Не нарушая ПДД, невозможно оказывать услуги такси. Конечно, все инспектора это знают, поэтому желтые машины остаются объектами их повышенного интереса. Некоторые из этих проблем могли бы удивить даже протестующих таксистов из Парижа, Рима или Рио-де-Жанейро.

– У наших еще больше поводов для забастовки. Заработки парижских таксистов, даже несмотря на грабительские отчисления и налоги, в три раза больше. При этом расходы для поддержания авто в рабочем состоянии у них ниже. Эту точку несогласия наши уже давно прошли. Теперь они просто голосуют ногами – таксистов с большим стажем в профессии почти не осталось. Сейчас там больше половины мигрантов, а скоро будет еще больше.

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика