Почему растут цены на бензин, курс доллара и евро и как это остановить

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко, комментируя возбуждении дел в отношении четырёх нефтяных компаний по подозрению в манипулировании на бирже, рассказала о связях цен на нефть и стоимости топлива для автомобилей с падением курса рубля

Фото: Александр Щемляев / Russian Look

Эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Людмила Кравченко, комментируя решение ФАС о возбуждении дел в отношении четырёх нефтяных компаний по подозрению в манипулировании на бирже, рассказала «Собеседнику» о связях цен на нефть и стоимости топлива для автомобилей с падением курса рубля, а также назвала несколько способов выхода из сложившейся ситуации.

— Для России связь между курсом валюты и ценой на нефть прямая. В период бума нефтяных цен рубль заметно окреп, сейчас мы наблюдаем обратную тенденцию, когда ежедневное снижение стоимости нефти ведет к неподконтрольному уже ослаблению рубля, хотя на рубль действуют и другие факторы, такие как общее состояние экономики, ухудшение платежного баланса, политика ЦБ по свободному образованию курса валюты и ажиотажный спрос населения, который только усиливает удешевление рубля, — объясняет Людмила Кравченко рост цен на бензин и падение курса рубля.

[:same:]

Наш собеседник считает, что существующая зависимость экономики от нефтяного сектора «создает дополнительные риски суверенности российской экономики, которые сейчас становятся все более очевидными». Текущая конъюнктура, по мнению эксперта, «выгодна, пожалуй, только государству и крупнейшим экспортерам, которыми и являются в первую очередь топливно-энергетические компании»:

— Для государства ослабление рубля компенсирует недополученные нефтегазовые доходы. Хотя это временный эффект: в скором времени бюджет столкнется с проблемой сокращения налоговых доходов ненефтегазового характера, поскольку девальвация рубля существенно ударит по ориентированному на российский рынок бизнесу. Для экспортных компаний слабый рубль компенсирует издержки потери стоимости нефти за рубежом. Около 55% всей добываемой нефти в стране идет на внешние рынки, — отмечает Кравченко, добавляя, что себестоимость добычи нефти падает при снижении рубля.

Ранее федеральная антимонопольная служба России (ФАС) возбудила дело в отношении четырех нефтяных компаний — ОАО «АНК "Башнефть"», ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «НК "ЛУКОЙЛ"» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт» — по подозрению в манипулированиях на бирже. Представители ФАС рассказали, что в период с января по сентябрь 2014 года рост цен на автомобильные бензины АИ-92 и АИ-95 составил около 20%, а рост цен на бензин марки АИ-92 составил 34%, а марки АИ-95 — 35% в биржевом крупнооптовом сегменте.

Касаясь растущих цен на бензин, эксперт выделила два основных пункта при формировании стоимости топлива:

— Во-первых, часть нефти Россия перерабатывает на заводах в соседних республиках и затем обратно возвращает в страну. Это значит, что стоимость такого бензина повышается, поскольку издержки не в рублях, а в валюте страны-переработчика. Во-вторых, производитель стремиться максимизировать прибыль. Следовательно, при снижении рубля бензин должен стоить столько, чтобы его по-прежнему было выгоднее производить, а не направлять в виде сырой нефти за рубеж и извлекать валютную выручку. Однако это уже вопрос скорее спекулятивного капитала, чем реального производства.

[:image:]

Людмила Кравченко отметила, что рынок как раз в настоящее время подвержен спекуляциям:

— Это относится и к валюте, когда на фоне панических настроений банки выставляют курс значительно превышающий официальный. И это же характерно для рынка бензина, когда при макроэкономической нестабильности и уже для многих неуверенности в завтрашнем дне наблюдается сговор с целью манипуляции ценой, — заявила эксперт, напоминая о возбуждении дел ФАС.

— В целом рыночная конъюнктура оказывается крайне неблагоприятной для населения: за счет падения рубля дорожают импортные товары, составляющие большую часть в потреблении. Для автолюбителей — это рост цен на бензин. Производители бензина за счет падения цены на нефть и существенного ослабления рубля получают существенно меньше, чем еще год тому назад. То есть если рынок внутренних энергоресурсов принудительно не регулировать, цены на бензин и дальше будут расти, вызывая по цепной реакции удорожание услуг ЖКХ, — описывает ситуацию Кравченко.

Добавим, что в будущем, по мнению представителей комитета Государственной думы по энергетике, бензин может существенно подорожать из-за так называемого «налогового маневра» и к концу 2015 года цена литра бензина в России может достигнуть 50 рублей.

По мнению Людмилы Кравченко, проблему необходимо решать комплексно:

[:rsame:]

— Очевидно, что на цену нефти Россия повлиять не может, но стабилизация курса валюты и контроль над ценообразованием олигополий — это посильная для государства задача. В первую очередь, необходимо стабилизировать курс рубля, отказавшись полностью от перехода к плавающему курсу, — сообщила эксперт, добавив, что «страна столкнётся с еще более резким ослаблением рубля, и после новогодних праздников россияне почувствуют себя еще беднее и еще более обманутыми, чем ощущают это сейчас», если курс рубля не стабилизируется: «Необходима выработка мер по поддержанию рубля, а не самоустранение Центрального Банка».

Вторая мера — жесткий контроль ФАС и регулирование ценообразования:

— Открыто стоит вопрос о биржевом регулировании. Спекулятивные сделки на бирже уже привели к росту бензина с начала года цены бензина марки АИ-92 на 10%, АИ-95 — на 7,8%. И это только по официальным данным. Ситуация парадоксальная: на внешнем рынке глава государства заявляет, что биржевые спекуляции провоцируют падение цены на нефть, а на внутреннем рынке те же спекуляции до недавнего времени никем не порицались, создавалась своего рода благоприятная ширма для энергетических компаний, — заключила Людмила Кравченко.

 

 

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика