Как и почему забуксовал русский "Форд"

Крупный автозавод во Всеволожске Ленинградской области остановил конвейер до 8 июня. Рабочих завода ждут сокращения. И американские санкции против России здесь ни при чем. Тогда в чем же причина?

Фото: Работник завода "Форд" // ИТАР-ТАСС

Крупный автозавод во Всеволожске Ленинградской области остановил конвейер до 8 июня. Рабочих завода ждут сокращения. И американские санкции против России здесь ни при чем. Тогда в чем же причина?

5 зарплат в одни руки

Заводская проходная закрыта, за воротами тишина. Завод «Форд», который еще пару лет назад работал в три смены, включая выходные дни, встал. 

– По заводу ходят пессимистические слухи – что это начало конца, – говорит мне Алексей Руссу, отработавший на «Форде» слесарем 4 года. 

Его жена пришла в слесарный цех еще раньше – 9 лет назад. Две недели назад оба они уволились с предприятия.

– Устроиться на «Форд» в Питере считалось очень престижным – высокая зарплата (сейчас порядка 40 тыс.), ежегодная индексация, бесплатные питание и трансфер из Санкт-Петербурга во Всеволожск. Отношение к рабочим уважительное. Поэтому желающих работать здесь всегда стояла очередь, – рассказывает Алексей. – Но за последний год ситуация изменилась – сначала сократили третью смену, потом уменьшили рабочую неделю, сейчас всех отправили в частично оплачиваемый отпуск (с сохранением 2/3 заработной платы). Что будет дальше, народ только гадает.

Еще недавно рабочие «Форда» в Питере ездили на иномарках, покупали новые квартиры, легко брали кредиты в банках. Сейчас все изменилось. Алексей и его жена приняли решение уволиться, как только на заводе заработала программа добровольного увольнения с единовременной выплатой 5 окладов. В среднем по этой программе на рабочего приходится по 200–220 тысяч рублей. На двоих членов семьи – в два раза больше. 

[:image:]

– Будем пробовать открыть свое дело, надоело жить в подвешенном состоянии и зависеть от прихоти работодателя, – говорит Руссу. Точно так же посчитали еще 600 человек, которые уволились с «Форда» за последний месяц с получением 5 окладов.

– У кого кредиты, кто-то за время простоя нашел другую работу, кто-то посчитал, что 5 зарплат взамен неопределенности в будущем – это выгодный обмен, – пояснил нам глава профсоюзной организации «Форда» Артем Яшенков. – Но под угрозой сокращения остаются еще порядка 100 человек – это, по словам работодателя, избыточные рабочие руки на заводе. То есть лишние люди.

– «Форд» – это первая – не скажу ласточка – ворона. Тяжелые времена ждут весь авторынок, – поделился с нами глава Межрегионального профсоюза работников автопрома Алексей Этманов, проработавший на «Форде» 8 лет, большую часть из которых возглавлял заводской профсоюз и даже пережил два покушения за свою слишком активную деятельность. – Продажи автомобилей падают у всех, но «Форд» здесь в «лидерах». «Форд Фокус III», который сейчас выпускает завод, очень снизил продажи. Но за просчеты маркетинга, инженеров и менеджмента своими рабочими местами придется заплатить слесарям, сварщикам и малярам завода.

[:image:]

Завод мечты 

Всеволожский «Форд» всегда был в центре внимания. Главным образом благодаря активности рабочих завода. Семь крупных забастовок, самая длинная из которых продолжалась 26 дней, и результат – лучший коллективный договор между работниками и работодателем, лучшие условия работы и самая высокая зарплата среди всех автопроизводителей в России. 

– Мы сами «воспитали» работодателя, – не хвастается, а констатирует лидер профсоюза «Форда» Артем Яшенков. – И все условия выбивали в борьбе.

Но как быть сегодня, единого мнения среди рабочих нет. 

– Объявлять сейчас стачку или забастовку нам невыгодно, так как если забастовка – не работаешь и не получаешь денег, а простой, который у нас сейчас, – это не работаешь и получаешь 2/3 зарплаты. Очевидно, что бастовать сегодня невыгодно именно самим рабочим, – считает Артем Яшенков. – После запуска завода в июне будем снова бороться за каждого, кто подпадает под сокращение. В августе прошлого года нечто подобное мы уже проходили: «Форд» анонсировал сокращение 480 человек, но большинство нам удалось отстоять, в итоге тогда сократили только 19 рабочих, да и тем предлагали трудоустройство на заводе. 

– Человек сто вышли из проф­союза и создали свою альтернативную ячейку, – рассказал нам сварщик Игорь Темченко. – В основном это те рабочие, кому начальники цехов уже намекнули о грядущем сокращении. Под ударом молодые отцы, чьи жены находятся в декретном отпуске, так как закон их практически не защищает: по факту они единственные кормильцы в семье, но юридически таковыми не являются, так как их жены числятся работающими, хоть и в отпуске. Большинство из них готовы к более активным действиям, чтобы побороться за свои рабочие места.

[:image:]

Темченко не боится репрессий со стороны работодателя:

– Я сварщик высшего разряда. Если и подпаду под сокращения, то не в первую и даже не во вторую очередь. По-нашему, программа добровольного увольнения с выплатой 5 окладов – это не что иное, как то же самое скрытое сокращение. Работодателю оно ничего не стоит: по сокращению затраты те же – оплата 2 месяцев простоя и 3 оклада за сокращение, но зато они хитро обходят все репутационные издержки – люди же сами увольняются, массовых сокращений вроде как и нет. Хотя на самом деле они есть!

Лишние люди

Объяснение по текущей ситуации на Всеволожском заводе дал даже главный заокеанский босс концерна «Форд». Американские санкции против России здесь ни при чем. Ничего личного – только бизнес: в связи с девальвацией рубля комплектующие для производства «Форда Фокуса» в евро (так как поставляются из Европы) подорожали на 20–25%, в связи с чем дальнейшее производство автомобиля в России стало экономически невыгодным. Плюс падение продаж. 

– Просел весь С-класс (средний класс. – Ред.), – говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. – Все, кто хотел купить машину, уже купили – в предыдущие годы был бум продаж и запись в очередь на автомобили. В ближайшие 3–5 лет эти люди не будут менять железного коня, поэтому рынок и затих. А те, кто хочет поменять машину, смотрят уже на более высокий класс. Тем более у некоторых производителей уже появились внедорожники и паркетники за 650–700 тысяч рублей, с которыми никак не может конкурировать С-класс вроде «Форда Фокуса» по 700–800 тысяч.

Руководство завода и большинство рабочих возлагают надежды на «Форд Мондео» и рестайлинговую модель «Форда Фокуса», которые здесь начнут собирать в 2015 году. Если им удастся пробить рынок, завод сможет снова заработать на полную мощь. 

[:image:]

Сотрудники профсоюза «Форда», как и большинство работников завода, не ходят на работу в цеха, но регулярно появляются в профкоме. Борьба за права работников из активной митинговой фазы перешла в бумажную. 

– Около 100 исковых заявлений рабочих «Форда» сейчас находится в суде – работники хотят взыскать компенсацию за работу во вредных условиях за прошлые годы – это порядка 150 тысяч рублей на каждого работника, если суд примет нашу сторону, – говорит Артем Яшенков.

В феврале профсоюз «Форда» также обратился в суд с иском о раскрытии экономической информации, в том числе и зарплат высшего менеджмента предприятия. «Форд» – огромная корпорация, которая практически каждый год ставит новые рекорды по наращиванию прибыли (8,6 млрд $ в 2013 году, что на 600 млн $ больше, чем годом раньше). 

– В июне завод во Всеволожске выйдет из простоя, но ненадолго: в июле – 3 недели общезаводского традиционного отпуска, когда предприятие не работает, – говорят в профсоюзе «Форда». – Поэтому вопрос о будущем завода и каждого работника в отдельности провисает до августа...

/а что у других?

 АВТОВАЗ приостановил на 10 дней выпуск автомобилей «Калина», «Гранта» и «Приора» из-за избытка продукции на складах.

 Nissan и GM (производство под Санкт-Петербургом) сократили по одной рабочей смене из трех в связи с падением продаж. 

 Volkswagen (производство под Калугой) в 2014 году произведет на 15 тысяч машин меньше, чем планировалось изначально. Выпуск машин составит 135 тыс. за год.

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика