Самые важные шаги "АВТОВАЗа" по выходу из кризиса

24 января стало известно, что «АвтоВАЗ» планирует в 2014 году уволить более 7 тысяч сотрудников с целью улучшить экономическое положение предприятия. Мы вспомнили о тех шагах, которые предпринимал автогигант в последние годы для выхода из кризиса

Фото: Рабочий //

24 января стало известно, что «АвтоВАЗ» планирует в 2014 году уволить более 7 тысяч сотрудников с целью улучшить экономическое положение предприятия. Мы вспомнили о тех шагах, которые предпринимал автогигант в последние годы для выхода из кризиса.

1. В 2014 году «АвтоВАЗ» планирует сократить 7,5 тысяч рабочих мест

Руководство «АвтоВАЗа» разработало комплекс неотложных мер, состоящий примерно из 120 пунктов, которые, помимо всего прочего, касаются оптимизации затрат на персонал. По словам президента «АвтоВАЗа» Бу Инге Андерссона, предстоящие изменения направлены на то, чтобы обеспечить устойчивую прибыль компании вопреки сложившейся на российском рынке ситуации. До конца года количество руководителей, специалистов и служащих предприятия снизится на 7,5 тысяч штатных единиц. При этом 2,5 тысячи человек будут уволены, а 5 тысяч — сокращены за счёт «естественной убыли персонала», то есть «АвтоВАЗ» фактически временно прекратит приём новых сотрудников. Некоторым «высвобождаемым» сотрудникам компания предложит перевод на имеющиеся вакансии.

Эксперты в основном позитивно оценивают меры по оптимизации численности персонала, предпринимаемые «АвтоВАЗом». Отмечается, что на предприятии работает почти 66 тысяч человек, между тем обороты не превышают и 7 миллиардов долларов. Выходит, производительность труда составляет менее 12 тысяч долларов в год на человека, что почти в шесть раз ниже, чем, например, у концернов «Дженерал Моторс» и «Тойота». Поэтому, как считают эксперты, «АвтоВАЗу» необходимо увеличивать производительность труда, чтобы конкурировать с иностранными, да и с отечественными автопроизводителями.

2. В 2009 году «АвтоВАЗ» провёл массовое увольнение сотрудников, чтобы спастись от банкротства

В сентябре руководство «АвтоВАЗа», оказавшегося на грани банкротства, объявило о массовом сокращении персонала. До конца 2009 года были уволены 27,8 тысяч работников из 100 тысяч. Данная мера принималась в рамках антикризисной программы предприятия. «Наш завод находится в очень тяжелом финансовом положении, убытки составят около 35 миллиардов рублей за 2009 год», — заявил тогдашний президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Главная задача заключалась в том, чтобы не допустить банкротства и распродажи завода по частям. В 2009 году «АвтоВАЗ» открыл компании «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-центр», куда перевёл 12,5 тысяч уволенных сотрудников. В первой компании оказались работники, которые должны были пройти переобучение, во второй — люди предпенсионного возраста. В 2011 году, когда «АвтоВАЗ» вынужден был продать обе компании, там работали уже всего 1700 человек.

Благодаря сокращению персонала «АвтоВАЗу» удалось избежать банкротства. Однако в условиях кризиса произошло падание продаж. В 2010 год завод вошёл с довольно большим количеством непроданных автомобилей — около 65 тысяч.

3. В 2008 году «АвтоВАЗ» продаёт блокирующий пакет акций за миллиард долларов

Продажа блокирующего (25% + 1 акция) пакета акций «АвтоВАЗ» стала одним из первых этапов кардинальной перестройки российского автозавода. На тот момент российский автомобильный рынок выбился в мировые лидеры по темпам роста. Начиная с 2005 года Россия ежегодно удваивала импорт автомобилей, в стране наблюдался автомобильный ажиотаж. Тем не менее доля «АвтоВАЗа» на рынке неуклонно снижалась: с 87% в 2003 году до 22% в 2008 году. Именно в таких условиях компания «Рено» — согласно подписанному в Тольятти трёхстороннему меморандуму о взаимопонимании между госкорпорацией «Ростехнологии», концерном «Рено» и компанией «Тройка Капитал Партнер» — купила акции «АвтоВАЗа» за один миллиард долларов. Генеральный директор «Ростехнологи1» Сергей Чемезов тогда заявил, что цена за пакет акций была «справедливая, близкая к рыночным [ценам]». Известно, что на покупку блокирующего пакета акций также претендовали «Дженерал Моторс», «Фиат», «Фольксваген» и «Магна». Окончательный выбор в пользу «Рено» был сделан главным образом потому, что иностранная компания согласилась выпускать совместный автомобиль под популярной маркой Lada и таким образом обеспечить коммерческий успех на российском и мировом рынках. Более того, «АвтоВАЗ» получил от «Рено» платформы для производства недорогих машин и французские двигатели.

Однако отмечалось, что «Рено» не торопится инвестировать в «АвтоВАЗ»: концерн просто ловко воспользовался финансовыми трудностями предприятия, чтобы упрочить своё положение на российском рынке. За 9 месяцев 2009 года производство «АвтоВАЗа» упало на 43,5% в сравнении с соответствующим периодом 2008 года. Перед заводом замаячила перспектива банкротства.

4. В 2009 году «АвтоВАЗ» участвует в программе льготного автокредитования

В январе 2009 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что со следующего года россияне получат льготный кредит на покупку отечественного автомобиля, цена которого не превышает 350 тысяч рублей; ставка по кредиту составит 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. В рамках поддержки автопрома правительство выделило 2 миллиарда рублей на субсидирование кредитов. В список машин, на которые распространился льготный кредит, попал весь модельный ряд «АвтоВАЗа».

Программа автокредитования принесла неплохие плоды, однако в начале 2009 года «АвтоВАЗ» оказался в крайне сложной финансовой ситуации — его долг поставщикам составил около 14 миллиардов рублей. В феврале работа завода была временно прекращена, так как производители отказались отгружать «АвтоВАЗу» продукцию, пока тот не погасит перед ними свою задолжность.

5. В 2009 году «АвтоВАЗ» получает от государства беспроцентную ссуду в 25 миллиардов рублей

В марте-мае 2009 года «АвтоВАЗ», задолжавший получил значительную поддержку от государства. Тогдашний премьер-министр Владимир Путин, проводя выездное совещание в Тольятти, объявил о решении выделить госкорпорации «Ростехнологии» 25 миллиардов рублей для передачи их «АвтоВАЗу» в виде беспроцентной ссуды сроком на год. Средства были выделены из финансового резерва, заложенного в бюджете на 2009 год. Впоследствии, между прочим, срок займа был продлён до 2019 года. Кроме того, ожидая ссуды, автопроизводитель получил от ВТБ и Сбербанка бридж-кредит на 8 миллиардов долларов. Затем «АвтоВАЗ» и его акционеры подписали со Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком меморандум о привлечении финансирования на инвестпрограмму автопроизводства на сумму более 90 миллиардов рублей.
Несмотря на господдержку, к осени 2009 года «АвтоВАЗ» находился в предбанкротном состоянии. Министерство промышленности и торговли РФ заявило о том, что «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным. В августе 2009 года завод вновь был остановлен из-за проблем со сбытом. Простои в августе и феврале обошлись предприятию в 7,7 миллиардов рублей.

6. В 2006-2010 годах «АвтоВАЗ» постепенно отказывается от инвестиций в спорт

Уже в 2002 году «АвтоВАЗ», будучи одним из соучредителей футбольного клуба «Лада-Тольятти», существенно сократил финансирование команды. В 2006 году «Ладу» перевели из первого дивизиона во второй, потому что у клуба возникли проблемы с лицензированием. В следующем году «АвтоВАЗ» не предоставил гарантий финансирования «Лады», и команде не выдали аттестационное свидетельство для участия в соревнованиях первого дивизиона. Наконец, 11 марта 2010 года вице-президент «АвтоВАЗа» по персоналу и социальной политике заявил футболистам, что предприятие больше не будет спонсировать команду. «Лада» была временно распущена из-за отсутствия финансирования.

В 2009 году, на пике мирового финансового кризиса, «АвтоВАЗ» также отказался от финансирования хоккейной команды «Лада». Весной предприятие перечислило хоккейному клубу 80 миллионов рублей, а в новом сезоне 2009-2010 отказалось от инвестиций в хоккей. Перечисленных денег хватило на зарплату игрокам, но не на уплату налогов. В результате налоговики потребовали признать клуб несостоятельным: долги «Лады» превысили 16,1 миллионов рублей.

7. В 2009 году «АвтоВАЗ» получает очередную помощь со стороны государства в обмен на участие «Рено» в финансировании предприятия

В ноябре генеральный директор «Рено» в России сообщил, что на «АвтоВАЗе» планируется начать производство автомобилей марки Renault, Nissan и Lada на базе платформы Logan. К таким действиям «Рено» побудил премьер-министр Владимир Путин, который заявил, что концерн должен либо принимать участие в финансировании предприятия, либо готовиться к перераспределению акций. Вскоре госкорпорация «Ростехнологии» и «Рено» подписали протокол о рекапиталиации «АвтоВАЗа». Протокол подразумевал государственную поддержку «АвтоВАЗу» в обмен на помощь «Рено» в производстве продукции для закрытия потребностей российского авторынка. В итоге «АвтоВАЗ» получил от государства 54,8 миллиардов рублей, которые пошли на погашение долгов, создание нового модельного ряда и новых рабочих мест.

Тем не менее в 2009 году производство на «АвтоВАЗе» сократилось почти в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. По расчётам Министерства промышленности и торговли России, на начало 2010 года долг завода составлял 76,3 миллиарда рублей.

8. В 2010-2011 годах «АвтоВАЗ» участвует в программе утилизации автомобилей

В январе 2010 года была запущена федеральная программа утилизации автомобилей, благодаря которой владельцы старых машин могли сдать их на утилизацию и получить скидку на покупку нового автомобиля. Программа — на неё первоначально выделили более 11 миллиардов рублей — была направлена на поддержку автомобильной промышленности России. В апреле 2011 года действие программы продлили до конца года, а на её финансирование выделили ещё 5 миллиардов. Результаты программы утилизации оценивались весьма положительно: было продано около 175 тысяч автомобилей, 80% из которых принадлежали к модельному ряду «АвтоВАЗа», а 6% — «Рено». В 2010 году рост продаж легковушек составил 30% по сравнению с 2009 годом. Федеральная программа особенно сыграла на руку «АвтоВАЗу», поскольку 42,8% его продаж в 2010 году были обеспечены именно действием программы.

Однако критики программы отмечали, что эффективного обновления автопарка за это время не произошло, так как большинство автовладельцев сдавали старую модель Lada, а взамен покупали такую же. Кроме того, продажи «АвтоВАЗа» продолжали падать. В январе и июне 2011 года было зафиксировано максимальное падение продаж: завод реализовал автомобилей на 18% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Мировой экономический кризис 2008-2009 годов поставил под удар автомобильную промышленность в России. Крупнейший отечественный автопроизводитель оказался в сложной финансовой ситуации, с которой до сих пор не может окончательно справиться. Несмотря на колоссальную государственную поддержку, массовые увольнения и регулярные смены руководства, «АвтоВАЗ» по-прежнему не оправдывает ожиданий. В первом полугодии 2013 года чистый убыток автогиганта составил 2,6 миллиарда рублей, выручка по сравнению с предыдущим годом упала на 7%, валовая прибыль — на 38%. Можно лишь надеяться, что ухудшение показателей связано именно с «замедлением роста экономики», как это объясняют на «АвтоВАЗе».

Читайте также:

Автоновости от Александра Пикуленко: Как "Калина" стала "треском, грохотом, дребезжанием"

Чем "АвтоВАЗ" лучше "Мерседеса"?

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика