Как ездить в отпуск на автомобиле с детьми?
Рано или поздно в семьях автолюбителей появляются дети, а вместе с ними проблема: как ездить в отпуск на автомобиле? Неужели на ближайшие годы придется пересесть на поезд или самолет?
Рано или поздно в семьях автолюбителей появляются дети, а вместе с ними проблема: как ездить в отпуск на автомобиле? Неужели на ближайшие годы придется пересесть на поезд или самолет?
Трудный возраст
Понятно, что, если в семье есть машина, ребенок ездит в ней с рождения. Но одно дело – везти его в поликлинику или парк, совсем другое – проехать с ним 500–800 км. Ребенку старше 3–4 лет уже можно объяснить, почему надо сидеть пристегнутым и ради чего родители все это затеяли. Детям младше года объяснения не нужны, но и рваться на волю из автокресла они особо не будут – больше спят, чем возмущаются. А вот с малышами 1–3 лет поездка на дальние расстояния может превратиться в сложнейший квест. Ребенок, требующий свободы и порулить. Мама с дудкой, бубном и мобильным, которым готова пожертвовать ради пяти минут тишины. Папа, пытающийся одной рукой вести машину, второй – отвлечь наследника, а заодно дать маме по дудке. Именно такие картинки заставляют любителей автопутешествий на несколько лет пересаживаться на самолеты и поезда. Однако если подойти к делу с умом...
Автокресло: три этапа подготовки
Ребенок в машине должен быть в автокресле. Для тех, кто не считает это аксиомой, есть ПДД и краш-тесты, один просмотр которых обычно снимает все сомнения. Но дети в большинстве своем терпеть не могут автокресла, и понять их можно: вот только что можно было всюду ползать, ходить и прыгать, вот папа катал на шее и можно было посидеть на ручках у мамы, и вдруг – бац, ничего нельзя, никто не берет, хотя все рядом. Можно только заявить протест трагическим ором. На самом деле эта проблема решается просто: приучать ребенка к автокреслу надо заранее, начиная с коротких регулярных поездок и переходя на относительно долгие.
На первом этапе возьмите малыша с собой в поездку по магазинам, потом начните каждый день, желательно в одно и то же время, куда-либо выезжать вместе – например гулять в дальний парк. Регулярность тут очень важна, дети – существа очень режимные и любят повторяющиеся события. Постепенно увеличивайте дальность переездов. Для наилучшего контакта можно принести автокресло домой, чтобы ребенок в привычной обстановке рассмотрел это устройство, привык к нему, возможно, придумал игру с ним.
Следующий этап подготовки – уложить ребенка на сон в машине. Некоторых малышей можно сначала уложить спать, а потом аккуратно переместить в автокресло, есть и такие, кто может тихонько просидеть 6–8 часов на одном месте, но и тех, и других крайне мало. В большинстве случаев поездки на дальние расстояния вообще возможны лишь в том случае, если ребенок умеет засыпать в автокресле.
Днем или ночью?
У тех, кто планирует отправиться с ребенком в дальнюю поездку, вариантов немного – вернее, всего два: ехать днем или ночью. Днем – можно, но сложно, потому что большую часть времени маленький пассажир будет бодрствовать, а значит, отчаянно скучать. Придется запастись мешком новых игрушек и тремя мешками старых, коробкой книжек и гаджетов, ящиком печенья, яблок и прочей детской снеди. А главное – терпением, потому что если после очередного сна – 3–4 часа бодрствования, то все это время маме придется развлекать ребенка всем, чем она запаслась. Если выбираете этот вариант, будьте готовы останавливаться каждые 2 часа, чтобы ребенок мог побегать.
Ехать ночью проще. Дети, умеющие спать в машине, прекрасно делают это всю ночь. Минус в таком варианте только один: вести машину ночью сложнее и опаснее. Перед таким выездом надо выспаться и тому, кто сядет за руль, и взрослым пассажирам – водителю ночью в машине лучше быть под присмотром и иметь помощника, если нужно будет подать воды или перебить разговором наваливающуюся усталость. Если клонит в сон, останавливайтесь сразу же – походите, умойтесь, выпейте чего-нибудь холодного и не садитесь за руль до тех пор, пока не поймете, что точно готовы ехать дальше. Если же сон не отстает, поспите хотя бы 30 минут – скорее всего этого хватит, чтобы взбодриться на ближайшие несколько часов.
Не нарушай – ребенка разбудишь!
Звучит банально, но факт: ночью, когда в салоне ребенок, правила лучше не нарушать. Совсем. Даже по мелочам. Речь тут не только о безопасности – каждый давно уже определил для себя, что и когда он готов нарушить. Дело в том, что, если вдруг гаишник решит тормознуть вас за превышение скорости на 15 км/ч, он наверняка разбудит спящего в машине ребенка. Удивительное дело, но даже крепко спящие на ходу дети, которым не мешают музыка и разговоры родителей, мгновенно просыпаются, когда машина останавливается. То же самое касается и агрессивной езды или нежелания пропустить машины, которые хотят ехать быстрее вас, – резкий сигнал клаксона может прервать сон малыша.
Не способствуют сну в машине и резкие перестроения, лихой вход в поворот или экстренное торможение. Короче, тут работает правило: тише едешь – дальше (и спокойнее) будешь.
Кстати
Авиаперелет с маленьким ребенком тоже может стать испытанием для родителей, хотя и более коротким по времени – как говорится, два-три часа позора, и вы на месте. Набор необходимого в этом случае похожий: игрушки и книжки – желательно новые (лучше, чтобы 1–2 были звуковыми), полезный гаджет, мелочи для перекуса (сушки, печенье, яблоки, бананы), обязательно вода, памперсы, влажные салфетки, сменный комплект одежды на случай ЧП. Но даже у очень запасливых родителей, продумавших план развлечений юного пассажира, возникают сложности на взлете и посадке – у большинства детей от перепадов давления болят уши.
На самом деле справиться с этим очень просто: нужно захватить с собой сосудосуживающие капли для носа (називин, виброцил и т.д.) и закапать их за 10–15 минут до взлета и посадки, соблюдая возрастную дозировку.