Зачем нам невидимые тормоза

Все электронные системы автомобиля, связанные с торможением и блокировкой колес, создавались в первую очередь не для профессиональных водителей, а в помощь любителям – для повседневной езды. Главное, знать, чего от них ждать.

ABS лучше ведет себя на льду

…Неожиданное препятствие, резкое нажатие на педаль тормоза – и машина становится неуправляемой, она может начать вращаться вокруг своей оси. Хорошо, если при этом дорога окажется пустой, а покрытие ровным… Чтобы не попасть в аварийные ситуации, связанные с резким торможением, были созданы различные вспомогательные системы. Первой и главной из них стала антиблокировочная (ABS).
Первые образцы ABS появились около 30 лет назад. За это время она модернизировалась, но принцип ее работы остался неизменным: датчики скорости вращения колес фиксируют начало их блокировки, после чего понижается давление жидкости в гидросистеме тормозов и разные колеса попеременно начинают блокироваться-разблокироваться. Таким образом исключается момент скольжения и машина тормозит без риска сорваться в занос. По сути, примерно такое торможение раньше рекомендовали применять водителям на скользкой дороге или на большой скорости (быстрые и частые нажатия на педаль тормоза). ABS делает это за водителя намного быстрее, и плюс она умеет работать с разными колесами. Срабатывание ABS можно ощутить по вибрации педали тормоза. если вам нужно остановиться как можно быстрее, то следует максимально сильно давить на педаль.

На обледеневшем покрытии тормозной путь с ABS сокращается на 15%, но надо помнить и о том, что она немного увеличивает тормозной путь на сухом асфальте, а на гравии или рыхлом снегу делает торможение аж на 20% длиннее. Зато машина с работающей ABS не сорвется в занос, и вы сможете даже объехать препятствия при торможении, не боясь потерять контроль над машиной.
После установки ABS на серийных автомобилях стали появляться разработки на ее основе, призванные усовершенствовать процесс торможения.


Мешает ESP – отключи

ESP – программа электронной стабилизации – работает уже не только с тормозной системой, но и с двигателем и трансмиссией. ESP способна подтормозить определенные колеса, чтобы траектория движения авто оставалась оптимальной. К примеру, если при вхождении в поворот начинается занос задней оси, электронная стабилизация начинает подтормаживать наружное переднее колесо, помогая машине пройти вираж без проблем. Кроме этого, ESP может регулировать подачу топлива в двигатель, в критической ситуации снижая скорость до оптимальной для данного момента.

ESP, как правило, ставится в комплекте с противобуксовочными системами (TCS, ASR и др.). Иногда из-за этого возникали трудности, к примеру, подъем по сыпучему покрытию из-за пробуксовки становился нереальным, так как электронные помощники «душили» двигатель и машина глохла. Для подобных случаев ESP почти везде сделали отключаемой.

Кстати, по данным американских исследователей, наличие в автомобиле ESP на 88% сокращает риск попадания в критическую ситуацию.
Конечно, если вы профессионал, можно отмахнуться от всех этих наворотов, ведь они могут помешать вам, к примеру, красиво входить в поворот со скольжением… Но это если вы действительно профи, а не просто считаете себя таковым. К слову, даже инструкторы экстремального вождения, использующие машины без ABS и прочих электронных помощников на автодромах, для повседневной езды по городу предпочитают обычные машины со всеми наворотами.


Александр Грачев, мастер спорта по авторалли, инструктор экстремального вождения клуба «Высший пилотаж»:

– Я и своим ученикам рекомендую приобретать авто с опциями ABS, ESP и т.д. Но новичкам стоит помнить: если вы со всеми этими умными помощниками все-таки попали в аварийную ситуацию, выйти из нее будет очень непросто. Так что стоит сначала изучить работу ABS, ESP и др. систем на закрытых безопасных площадках. Разгонитесь до 60 км/ч и попробуйте начать тормозить. Первый раз плавно, потом резко и в конце концов просто ударьте по педали тормоза со всей силы. Посмотрите, как поведет себя ваша машина, почувствуйте, как будет бить в ногу педаль тормоза при сработавшей ABS, чтобы на дороге для вас это не стало неожиданностью.

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика