Почем нынче литр АИ?

Эксперты предсказывают в самом близком времени подорожание бензина на 10%. Между тем с начала года АИ-92 и так уже стал дороже на 15%, а АИ-95 – на 11. Речь идет об оптовом рынке. Как это аукнется нам на заправках, мы увидим примерно через месяц.

Впрочем, мы и так уже это видим – каждую неделю цены идут вверх, словно ртутный столбик в градуснике на жаре. Но эксперты «успокаивают» – обычно до весны цены не растут, «нетрадиционные» (а что тогда называть «традиционными»?) скачки в 1–1,5% происходили исключительно за счет роста акцизов. Как будто это может кого-то успокоить.

Вторая беда – новый технический регламент. Из-за него нефтеперерабатывающим заводам приходится проводить реконструкцию. С одной стороны, это благо. С другой – маячит проблема дефицита и дорожает доставка дизельного топлива. Во время реконструкции НПЗ будут производить меньше бензина. Прибавьте к этому, что потребление топлива выросло в России в 2009 году на 10% по сравнению с годом пре-дыдущим… Вот вам и очереди на АЗС. Все это будет тянуться до следующего года – ввод в строй нового оборудования на одних заводах начнется только в конце 2010-го, на других – в 2011-м. До тех пор бензина будет мало.

По мнению экспертов, все эти напасти увеличат цены на АЗС как минимум процентов на 10. И это не считая колебаний мировой цены на нефть. То есть если черное золото и дальше будет расти в цене, то о 10% придется забыть и готовиться к худшему.

Борьба за проценты


– Единственным регулятором цен на российском рынке являются экспортные пошлины. Сейчас правительство стало действовать оперативнее и может менять ставку в зависимости от ситуации на мировом рынке быстрее, чем прежде. Без этого сокращения рост цен мог быть выше, – уверяет президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

За три последних года Россия обогнала весь мир по объемам добычи и переработки сырой нефти. Однако цены на бензин стабильно держатся на высоте. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже заявила, что цены на бензин в России завышены на 15–20%, и предлагает ограничить их с помощью формулы справедливой цены.

Существует как минимум три таких формулы (Минэнерго, нефтяников, ФАС). Самая невыгодная для нефтяников формула разработана ФАС. Минэнерго, наоборот, предлагает вариант, близкий к интересам нефтяных компаний. Борьба идет за решение правительства: какая из них станет обязательной к исполнению.

Все формулы исходят из уровня мировых цен на нефть (минус экспортные пошлины и транспортные расходы) и стоимости переработки (плюс налоги). Расходятся участники конфликта в возможном диапазоне колебания розничных цен.

Нефтяники предлагают узаконить это колебание в рамках 20% (10% – на транспортные расходы и еще 10% – на особенности региона, такие как баланс спроса и предложения). ФАС предлагает «закрепить» потенциальный люфт цен в пределах 1–2%.

Нефтяники утверждают: так работать нельзя. Чтобы доказать это, ЛУКОЙЛ даже провел расчеты по формуле ФАС для шести ключевых НПЗ в разных регионах, принадлежащих разным компаниям. Выяснилось, что максимальную прибыль (в 0,6%) может получить только НПЗ, принадлежащий «Сургутнефтегазу», остальные уходят либо в ноль, либо в минус.

Вперед, к мировым ценам!


В обсуждаемой формуле цены есть одна мина, которая, судя по всему, сведет к нулю все усилия ФАС сделать бензин дешевым для автолюбителей. Речь идет о том, что цену внутри России надо привязать к стоимости нефтепродуктов на мировом рынке. Это подтвердила и начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС Елена Котелкина:

– Да, мы в любом случае привязываем к мировым ценам, но дискутируется система трансформации мировой цены на российскую: какие там коэффициенты, поправки…

Нам же, простым автолюбителям, остается понять: к каким именно мировым ценам собираются «привязываться» наши олигархи. В мире ведь они тоже разные. Мы почему-то всегда равняемся на те страны, где дороже. Хотя там, где нефть добывают, бензин неизменно стоит дешево.

Из чего состоит цена на бензин в России


В стоимость бензина на российском розничном рынке входит 44,1% разных налогов (по крайней мере, так утверждается в «Анализе вопросов ценообразования на внутреннем рынке нефтепродуктов», подготовленном Минэнерго).
То есть, покупая литр АИ‑95 за, скажем, 23,86 руб., вы около 10 рублей из них тратите на налоги, которыми государство облагает нефтяные компании: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акциз.
А для дизельного топлива налоги составляют 43,1% от конечной цены. При этом стоимость акциза в этой сумме – сущий пустяк: 90 копеек. Все остальное – это НДС и НДПИ, хотя в некоторых случаях можно было провести возврат НДС

Цена на бензин в странах, где нефть не добывают (руб./л)

Швейцария    46,44
Чехия    49,15
Испания    46,44
Польша    46,44
Дания    56,89
Голландия    61,14
Финляндия    55,34
Франция    53,02
Великобритания    53,02

Цена на бензин в нефтедобывающих странах (руб./л)

Венесуэла    2,32
Кувейт    6,96
Азербайджан    13,15
Казахстан    20,36
Тринидад и Тобаго    12,77
Египет    8,9
США    19,73
Китай (АИ-98)    21,67
Саудовская Аравия    4,25
(По данным AU95.ORG)

Как видно из этой таблицы, даже в США и Китае, где нефть и добывают, и покупают, цены ниже российских.
В 14 нефтедобывающих государствах розничная цена бензина АИ-95 ниже мировой цены на нефть, что достигается за счет значительных государственных субсидий, утверждают эксперты немецкой компании АДАС.

Почему цены на бензин не падают


В ФАС уверены: все дело в монопольном положении отдельных компаний в регионах. По данным ведомства, более чем в 50 субъектах РФ доля нефтяных вертикально интегрированных компаний на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50–60%.
Так, «Роснефть» доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ – в 11, «Сургутнефтегаз» – в 4, «Газпром нефть» – в 3, ТНК-ВР – также в 3 регионах.

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика