Новости дня

15 декабря, пятница








































14 декабря, четверг





Какая альтернатива механической коробке передач?

0

Натолкавшись в пробках и устав постоянно дергать ручку «механики», хочется избавить себя от лишних движений. Многие, не углубляясь в технические дебри, «автоматом» называют и роботизированную коробку, и вариатор, и саму классическую АКПП...  Давайте разберемся, чем они отличаются.

Классика жанра

Если на машине стоит классический автомат, это означает, что функцию сцепления выполняет гидротрансформатор – коробка с жидкостью, в которой и происходят все процессы. Переключения делаются по команде электроники, которая сама определяет, когда повысить или понизить передачу. За счет жидкости это происходит более плавно по сравнению с механикой.

Раньше автоматы частенько притормаживали с переключением передач, то же самое касалось и ускорения при кикдауне (резкое нажатие педали газа до упора): электроника брала паузу и только после этого понижала передачу на 1–2. Сейчас автоматы более быстрые, так что паузы почти не ощущаются.

Машина, оснащенная этим видом коробки, не катится назад после того, как отпускается педаль тормоза, даже на уклоне.

+ комфортное и прогнозируемое переключение передач, удобная езда в пробках или в горку.

- высокая цена, не очень быстрая скорость переключения передач, повышенный расход бензина.

Без велосипеда не обошлось

Вариатор был изобретен давно, но развитие он получил, только когда появились технологии, при помощи которых оснащать такими коробками стало возможно не только малолитражки, но и достаточно мощные машины. Тем не менее вариаторы сегодня пока что стоят достаточно дорого (немногим дешевле автомата), так что бюджетные машины ими оснащаются редко.

Вариатор обходится без шестеренок и зубчатых колес. Есть два цилиндра, между которыми натянут ремень или цепь, цилиндры могут меняться в диаметре – принцип работы, как у современных велосипедов, когда при переключении скорости цепь переходит на звездочку другого диаметра. С вариатором происходит все то же самое с единственным отличием – роль разных звездочек выполняет цилиндр переменного размера. Благодаря этому вариатор дарит самую лучшую плавность хода, не дает рывков при переключении передач. Из неприятного – двигатель гудит почти постоянно: необходимости резко менять количество оборотов нет, так как скорость понижается и повышается уменьшением или увеличением диаметра цилиндров.

+ комфортная езда без пауз и рывков.

- высокая цена, гул мотора, высокий расход топлива.

Почти механика

По сути роботизированная коробка передач –  это та же механика, только с двумя педалями. Переключаются передачи точно так же, как это происходит при МКП, но управляет процессом электроника – именно с этим связаны основные нарекания по поводу «робота». Передачи подчас переключаются как бог на душу положит.

Привыкать к такой коробке приходится долго, правда,  со временем она и водитель находят взаимопонимание. «Робот» подойдет тем, кому лень выжимать педаль сцепления и постоянно работать ручкой. Откат назад при отпускании тормоза – такой же, как на обычной механике.

Автопроизводители утверждают, что расход топлива с «роботом» такой же, как и на механике, но этот приятный бонус появляется только после притирки водителя и коробки.

+ невысокая цена, небольшой расход топлива.

- непредсказуемое переключение передач при езде в автоматическом режиме.

Продвинутый «робот»

Противники роботизированной коробки были посрамлены после того, как концерн Volkswagen представил свою коробку DSG, а позже и другие концерны стали выпускать аналогичные коробки. Главная фишка такой коробки состоит в том, что у нее два сцепления. Во время движения включается не только необходимая передача, но и следующая за ней. К примеру, при трогании с места включается первая передача, а вторая уже находится в ждущем режиме. Из-за этого переключения происходят почти мгновенно. Такая коробка не тупит, как обычный «робот».

+ самая быстрая и экономичная коробка – расход топлива на ней даже ниже, чем у механики.

- высокая цена.

Кстати

«Робот», вариатор и автомат могут иметь ручное переключение передач (Tiptronic, Autostick, Steptronic). Это так называемый полуавтоматический режим, он отлично подойдет тем, кто затосковал по механике. Чаще всего это просто игрушка, которая может внести разнообразие в водительские будни. Но вот на обычном «роботе» зачастую в таком режиме ехать более комфортно и предсказуемо.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания