Ездить, как летать
В конце 70-х годов прошлого века департамент безопасности дорожного движения (ДБДД) США заказал разработку безопасного автомобиля.
В конце 70-х годов прошлого века департамент безопасности дорожного движения (ДБДД) США заказал разработку безопасного автомобиля. Чтобы не воспроизводить привычные ошибки и не работать по шаблону, к этому проекту подключили только авиационных инженеров, поскольку пороков автопрома они в себе не несут.
И тогда они создали потрясающий автомобиль, в числе особенностей которого было умение сохранять пассажиров без повреждений даже при опрокидывании на скорости до 115 км/час.
Часть наработок автопром со временем растащил и удачно применил. Но вот с опрокидыванием как-то не сложилось. И сегодня это довольно серьезная проблема: убиваются до смерти.
И вот через 40 лет тот же ДБДД США решил к теме вернуться. Но на этот раз уже ничего специального он разрабатывать не стал: ведь все необходимые технологии давно существуют и надо лишь заставить производителей ими воспользоваться. ДБДД намерен обязать производителей усилить крыши легковых автомобилей, чтобы они выдерживали нагрузку в 2,5 веса машины. Привязки к скорости уже нет.
В наказании важна не только неотвратимость, но и рациональное зерно. В домонгольской Руси существовал византийский закон вида на море. Суть в том, что человек привыкает к виду из окна и, если сосед строит сарай, лишающий привычки любоваться красотой пейзажа, сарай сносят. Тут и наказание, и назидательная логика. В наши дни подобных примеров все меньше и ставки штрафов назначаются с потолка и назло всякой логике. Почему, например, пешеход у нас наказывается «дешевле» водителя? С какой стати нарушение ПДД пешеходом, повлекшее по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, – это лишь штраф от 1000 до 1500 рублей, а нарушение водителем ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение того же легкого вреда здоровью потерпевшего, подразумевает еще и возможность лишения права управления на срок от 1 до 1,5 лет? А в это самое время в Дании пошли редким, но от этого показательным путем наглядности и логики наказания, да еще с учетом местной специфики. В этой стране за превышение скорости на 20 км/час назначается штраф в сумме, эквивалентной стоимости велосипеда, т.е. один раз превысил – потерял велосипед, на котором мог бы ехать быстро и без проблем, вместо того чтобы красться мимо полиции и радаров на более дорогом и затратном автомобиле, на котором установлен антирадар.