Новости дня

16 января, вторник

















15 января, понедельник




























5 главных уловок страховщиков, как обмануть автовладельца


Автостраховщики подводят итоги минувшего года. Речь в том числе о новых (или возрождённых старых) способах обвести вокруг пальца страхователя. Как не попасться на эти уловки, рассказывает президент Ассоциации по защите автострахователей Максим Ханжин.

Перевод службы приема документов в город, далекий от центра региона

Эта идея пришла в голову сразу нескольким страховым компаниям. Так, новосибирский филиал «Росгосстраха» переехал 19 июня 2013 года в город Каргат, который расположен почти в 200 км от областного центра. То же самое произошло с офисами этой страховой в Свердловской области. «Альфастрахование» поступила аналогично, переместив офис из Екатеринбурга в Серов (расстояние между городами 350 км). Такое решение создает серьезные препятствия потребителю в осуществлении им законного права на страховую выплату, поскольку большинство страховых случаев в любом регионе происходит в областных и районных крупных центрах, а за выплатами ехать приходится на кудыкину гору.

«В подобных случаях необходимо не идти на поводу у страховщиков, — считает Максим Ханжин. — Не теряя времени, следует провести независимую экспертизу своего поврежденного автомобиля по месту его стоянки (проживания пострадавшего), предварительно вызвав представителя страховой компании на осмотр. После получения отчета из независимой экспертизы весь комплект документов в соответствии с требованиями правил страхования ОСАГО можно отправить почтой в адрес страховщика. При этом себе нужно оставить заверенные копии документов. Если в течение отведенного срока в 30 дней страховщик не выплатит страховое возмещение, можно обратиться в суд, увеличив сумму требований на 50% в соответствии с положениями Закона о защите прав потребителя».

Отсутствие страховой истории в единой базе данных

Даже расчет коэффициента бонус-малус (КБМ), от введения которого вместе с единой базой банных АИС ОСАГО ждали значительных улучшений на рынке страхования, стал причиной возникновения новых страховых уловок. Ряд страховщиков заявляет своим клиентам, что их данных в единой базе нет, то есть даже если у водителя долгий безаварийный стаж вождения, он все равно заплатит по полной. Пока что сам страхователь не может проверить наличие своих данных в базе, но Российский союз автостраховщиков (РСА) обещает в будущем сделать эту информацию доступной.

«Это действительно является одной из наиболее острых проблем, так как может коснуться практически любого автовладельца, меняющего свою страховую компанию. К счастью, с каждым днем существующая база АИС КБМ все больше и больше наполняется информацией, и мы надеемся, что в скором времени подобные случаи будут единичными. Сейчас же можно посоветовать автовладельцам при переходе из одной компании в другую в подтверждение своей безаварийной езды брать у старого страховщика справку об имеющемся КБМ», — советует Максим Ханжин.

Страховка в нагрузку

Кроме того, многие страховые навязывают клиентам дополнительные услуги. Известно, что подобным грешат не менее 20 страховщиков. Но страховая компания не имеет права отказать клиенту в продаже полиса ОСАГО, даже если он отказывается от доп. услуг. Нужно признать, что с давлением страховщика трудно справиться, тем более что стоимость дополнительной страховки не так уж велика — от 400 до 1500 рублей. Однако нужно помнить, что навязывание доп. услуг является незаконным.

«Практика навязывания дополнительных страховых продуктов в момент обращения клиента за приобретением полиса ОСАГО получила широкое распространение в 2013 году. Страховые компании обосновывают свое поведение тем, что тарифы на ОСАГО не менялись более 10 лет и данный вид страхования стал для них убыточным. Чтобы полностью не прекращать продажи ОСАГО в убыточных регионах страны, они пытаются компенсировать свои потери принудительной продажей автовладельцам в "довесок" к ОСАГО менее востребованных и менее убыточных страховых продуктов, таких как страхование от несчастных случаев, "коробочное" страхование имущества и т. п. — рассказывает Максим Ханжин. — К сожалению, какого-либо действенного и эффективного метода борьбы с навязыванием страховок пока не существует. Единственное, что можно посоветовать автовладельцам, попавшим в такую ситуацию, это обратиться к другому страховщику или в прокуратуру с соответствующим заявлением».

Техосмотр, которого нет

Недействующий техосмотр — еще одна уловка, которой стали пользоваться страховщики. Вам могут заявить, что вашего талона техосмотра или диагностической карты не числится в базе, и предложить пройти техосмотр у оператора-партнера. Но это, как правило, не соответствует действительности: операторы ТО обязаны вносить в единую базу данных ЕАИС ТО информацию обо всех автомобилях, прошедших техосмотр, в течение 15 дней. Более того, наличия диагностической карты у вас на руках достаточно для покупки страховки.
«Эта ситуация связана с некорректной работой единой базы данных по ТО, и страховщики этим пользуются. Чтобы избежать таких неприятностей, желательно проходить техосмотр и заключать договор ОСАГО одновременно у одного и того же оператора ТО. Кроме того, о подобных случаях рекомендуем сообщать в РСА для принятия ими соответствующих мер, направленных на предотвращение подобных случаев и усилению контроля над качеством работы системы техосмотра», — рекомендует эксперт.

Отсутствие бланка полиса ОСАГО

Ещё одна новость от декабря 2013 года: причиной для отказа в продаже страховки стало отсутствие или нехватка бланков полисов в некоторых регионах. В Архангельске, Приамурье, Первоуральске, Волгограде и Екатеринбурге страховщики перестали продавать полисы ОСАГО. Это похоже на сговор, говорят местные автомобилисты. К этому вопросу уже подключился ФАС, но результатов пока нет, а люди до сих пор не могут купить полис.

«Автовладельцам стоит знать, что страховая компания не может отказать вам в продаже ОСАГО. Рекомендую обращаться в страховую компанию за полисом ОСАГО сразу в письменном виде и составлять заявление в двух экземплярах, чтобы один из них остался на руках у автовладельца. Страховая компания обязана принять у вас документы и выдать вам полис. На этом заявлении автостраховщик должен написать причину отказа в выдаче полиса, чтобы было документальное подтверждение для обращения в Роспотребнадзор, РСА или организации по защите прав автострахователей, — комментирует ситуацию Максим Ханжин. — Эта ситуация наиболее остро встала в регионах, где страховщики, как выражаются местные правозащитники, "совсем потеряли страх". В заключении договоров ОСАГО отказывают в "Росгосстрахе", "Альфастраховании", "Цюрихе", "ВТБ-Страховании", "Северной казне", где клиентам говорят, что бланки раньше, чем в феврале 2014 года не появятся. Сейчас этим вопросом занимаются прокуратура и представители Роспотребнадзора». По мнению Ханжин, многое зависит от готовности автовладельцев бороться за свои права, а не замалчивать проблему.

Читайте также:

Что изменилось в правилах регистрации автомобилей

Замначальника ГУ БДД МВД Владимир Кузин прокомментировал новый единый закон о дорожном движении

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания