Источник: Российские СМИ
15:26, 26 Сентября 2016 Версия для печати

"Подсветка" опухолей: 5 прорывов российских ученых в диагностике и лечении рака

Ученые из России создают новые методы лечения и диагностики опухолей
Фото: Zamir Usmanov / Global Look Press

Как российская наука принимает участие в создании новых методов лечения и диагностики рака, изучил Sobesednik.ru.

1. Как уже сообщал Sobesednik.ru, в Новосибирском государственном университете работают над усовершенствованием методов фотодинамической терапии. При данной технологии в организм ракового больного вводятся специальные химические вещества, которые заставляют опухоль подсвечиваться. А это дает онкологам возможность более точного «наводить» инструменты для радиационного облучения на пораженные злокачественными клетками зоны тела. Ученые из Сибири выяснили, что кластеры молибдена при ультрафиолетовом излучении способны подсвечивать опухоль красным цветом, что существенно упрощает радиотерапию рака.

2. Однако этим достижения новосибирских ученых не исчерпываются. Не так давно им удалось обнаружить в структуре ДНК фермент, который делает препараты от рака эффективнее. Установлен механизм, приводящий к лекарственной резистентности раковых клеток; также доказано, что подавление действия данного фермента делает лекарства гораздо более мощными. Теоретически в будущем препараты для лечения опухолей можно будет дополнять лекарствами для подавления этого фермента либо принимать их параллельно.

3. Ученые из МФТИ, Института биомедицинской химии, Института энергетических проблем химической физики РАН и ФНКЦ физико-химической медицины разработали новую методику поиска белков-мутантов, которая поможет в ранней диагностике опухолей. Самое ценное в этой методике заключается в том, что она дает возможность находить слабые места в опухолевых клетках, а это делает лекарства гораздо более действенными. Свои открытия ученые сделали благодаря использованию масс-спектрометра.

4. Значительное внимание в России стали уделять и диагностике рака при помощи собак, что уже некоторое время практикуется в ряде западных стран. Кинологи Федерального медицинского биофизического центра им. А. Н. Бурназяна ФМБА России привлекли к экспериментам двух немецких овчарок, которые показали большую результативность при диагностике рака. Особая ценность собачьей диагностики заключается в том, что животные распознают опухоли на таких стадиях, на которых их нельзя выявить даже с помощью самых продвинутых тестов на онкомаркеры. Это достигается за счет способности собак находить летучие органические соединения в различных выделениях человеческого тела.

5. Большим подспорьем в онкологии станет и новый мощный анальгетик, созданный на основе яда улиток-конусов. Над ним сейчас работают исследователи из Института биохимии Российской академии наук в Москве. Они полагают, что созданное на основе этого яда обезболивающее будет очень эффективно помогать жертвам злокачественных новообразований, избавляя их от лекарственной зависимости, которая возникает при длительном пользовании опиоидов.