Нарколог об уроках трезвости: "Нельзя" сделает только хуже

В школах могут запустить уроки трезвости. Врач объяснил Sobesednik.ru, как нужно говорить об алкоголе с подростками.

Фото: Детям нужно рассказывать не о вреде спиртного, а о биохимии алкоголизма // Global Look Press

В школах могут запустить уроки трезвости. Врач объяснил Sobesednik.ru, как нужно говорить об алкоголе с подростками.

Не исключено, что в будущем школьникам будут давать уроки не только физики и химии, но и трезвости. Министерству образования предложено проработать этот вопрос, а в якутских школах трезвость собираются преподавать уже в этом учебном году – в рамках курса ОБЖ.

Как рассказывать подросткам про алкоголизм, чтобы их зацепило, Sobesednik.ru спросил известного нарколога, психотерапевта Алексея Магалифа.

– В советское время были лекции о вреде алкоголизма с нулевым результатом. Будет ли он от уроков трезвости?

– Сложно сказать. Для подростков важен пример из жизни. Если дома их будут ждать пьяные родители, а на улице – веселые друзья с пивом, эффект от всего этого просвещения будет сомнительным. Если его затевать, надо затевать и профилактику в семьях, и ТВ-пропаганду трезвости, и экскурсии в лечебные учреждения, где подросток может посмотреть на реальных жертв алкоголизма.

[:wsame:]

– А разве родители-алкоголики – не лучшая пропаганда трезвости?

– Не всегда. Для одних – да, настрадавшись в детстве, они потом не могут воспринимать алкоголь. В других, наоборот, формируется понятие «нормы». Третьи рано бегут из пьющих семей, но сами начинают употреб­лять, потому что в компаниях никто не спрашивает, «будешь или нет», – там ты, как все. Особенности поведения подростков – это подражание авторитетам и склонность к экспериментам.

– Раз так, не потянет ли их после школьной теории на практические эксперименты? Главный нарколог Минздрава Евгений Брюн уже предположил, что уроки трезвости могут стать рекламой алкоголя. Могут?

– Не думаю. Кому надо, всё давно попробовали. Надо исходить из того, что старшеклассники с практической частью вопроса уже знакомы, мы же не в стерильном мире живем.

[:image:]

– Что именно им теперь надо рассказывать, чтобы проняло?

– Фразы типа «вред алкоголя», «вам нельзя», «вы еще не выросли», «ни капли, а то» – это все ведет к противоположному результату. Тут как с игроками. Чем больше запретов, тем сильнее желание попробовать. Надо говорить правду: что в нашем пьющем мире они обязательно с алкоголем встретятся, что обойти его употребление будет крайне сложно, поэтому надо четко представлять, что происходит, когда спиртное попадает в организм, и куда это может завести. Нужен акцент на мозг и психику, говорить надо про биохимию алкоголизма.

[:wsame:]

– За один урок можно рассказать все, что ребенку надо знать про алкоголизм?

– Скорее за несколько. Однако к этой теме надо возвращаться через какое-то время. Еще важно, как преподносить информацию. Точно не как в СССР: взял брошюру и зачитываешь главы оттуда. Я сам, будучи молодым специалистом, читал их на заводах, и это была полная бессмыслица. Эффективны видеоролики, так как у подростков клиповое сознание. Но все равно им нельзя просто один раз что-то показать, рассказать и забыть. Это должна быть серьезная работа.

Рубрика: Здоровье

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика