Почему россияне пострадают от поддержки правительством собственного сельского хозяйства

Я спросил: «А как вам удалось его поднять?» Он: «Ну как, братан помогал». Я: «А кто братан?» — «Двоюродный брат, губернатор»

Фото: Николай Гынгазов / Russian Look

Депутат Госдумы РФ, главный редактор газеты «6 соток», постоянный эксперт и колумнист «Собеседника» Андрей Туманов отрицательно оценил идею приоритетной поддержки перспективных агропромышленный предприятий, которую 25 ноября выдвинул премьер-министр РФ Дмитрий Медведев:

— Я однажды на тему перспективности что-то сказал на одном предприятии, на что мне руководитель ответил: «Знаете, перспективнее всего водкой торговать». Если мы будем поддерживать только перспективное, у нас мало что останется, — объяснил Андрей Туманов.

[:same:]

По мнению депутата, сельское хозяйство часто меняется:

— Сегодня перспективно одно, завтра — другое. Сегодня хорошо продают гречку, а послезавтра — яблоки и ещё что-то.

Cельское хозяйство, как считает Туманов, является наиболее комплексной отраслью, в которой нельзя ничего выделять и из которой нельзя ничего вычленять:

— Знаете, а перспективно школу на селе делать? Да конечно, не перспективно. Зачем на школу деньги выделять? Но это же село, а не будет школы — молодёжь на село не поедет. А сажать сады перспективно? Нет. А перспективно, наверно, извините, как в Афганистане, мак на героин посеять — самое перспективное, от этого доход больше в 10 раз, чем от любой сельхозструктуры, но это же не значит, что мы сейчас должны мак сажать или коноплю, — уверен Андрей Туманов.

[:image:]

Россия сейчас, как сообщил наш собеседник, сильно отстала в развитии от Европы, технологически — лет на 20–30:

— Производство, технологии устаревшие. Если сравнивать с автомобилями, то можно провести параллель: кто-то ездит на «Мерседесах» новых, а мы ещё на стареньких «Москвичах» ездим 412-й модели. Подтягивать нужно всё. Новые технологии можно покупать, создавать свои предприятия. Либо идти по китайскому пути. Это значит — копировать и воровать.

Есть разные варианты, но делать так, что мы будем поддерживать не внедрение технологий, а конкретные предприятия... для меня это странно. Это, знаете, какая-то имитация деятельности, — рассуждает депутат. — Мол, давайте так: кто-то у нас успешный, мы его поддержим, а кто-то картошку выращивает, что не совсем выгодно, — считает Туманов, добавив, что важным фактором, влияющим на перспективность производств, будет их географическое расположение.

Сельскохозяйственным сектором российской экономики необходимо заниматься комплексно, а не поднимать какие-то отдельные предприятия, считает Андрей Туманов и подчёркивает, что начать необходимо не с технологий, которые являются, по его мнению, вторичным вопросом, а с рынка земли, потому что у нас не решён земельный вопрос:

[:rsame:]

— Земельные отношения сейчас находятся в анархо-коррупционном состоянии. Земельные отношения — фундамент сельского хозяйства. А как можно строить современное сельское хозяйство, если под ногами качается, ходит фундамент? Не проведена инвентаризация земли, нарушаются правила игры, — отметил Туманов, добавив, что эта неурегулированность мешает развитию отрасли.

До тех пор, пока чётко не будут прописаны «правила игры, земельные отношения», по мнению Туманова, что-то начинать развивать в сельскохозяйственной сфере точно так же бессмысленно, как «деньги сливать в чёрную [дыру]»:

— Я бы помог крестьянам размежеваться, чтобы границы были защищены государством. Я бы сделал службу, которая следила бы за качеством земли. Ведь мы, по-моему, единственная страна в мире, которая не следит за своей землёй, которая сейчас теряет плодородие, но за это никто не отвечает. Сейчас любой агрохолдинг может взять огромное количество земли и лет за 5 выжать под ноль и бросить. И ему ничего за это не будет. А во всём мире земля — достояние человечества, — отмечает Туманов.

[:image:]

Депутат также упомянул, что важным моментом в развитии отрасли является внедрение последних достижений селекционной науки — нужно выводить новые сорта, что «тоже может быть не выгодно»:

— Это не приносит сиюминутной прибыли, но это приносит прибыль в перспективе. А сколько в нашей стране закрылось сортоиспытательных станций? У нас селекционная наука не в должной мере поддерживается, а успех в сельском хозяйстве, как говорил Мичурин, начинается с сорта, — говорит депутат.

Андрей Туманов рассказал также, что в 2010 году вместе с нынешним премьер-министром, а тогда президентом России Дмитрием Медведевым, как раз и объявившим 25 ноября о приоритетной поддержке «наилучших доступных технологий» в сельском хозяйстве, посещал одно из пресловутых «перспективных» региональных агропредприятий. Тогда представитель этой организации рассказал Туманову, что в области этот комплекс является единственным рентабельным, а другие либо убыточны, либо полуубыточны:

— Я спросил: «А как вам удалось его поднять?» Он: «Ну как, братан помогал». Я: «А кто братан?» — «Двоюродный брат, губернатор». То есть все программы сливались на одно предприятие, которое стало удачливым. Вот оно стало удачливым, ему помогают, а остальные как?

[:same:]

Депутат резюмировал, что в России сейчас для того, чтобы наладить сельское хозяйство, фактически применяются экономические «болеутоляющие средства, но не лечится весь организм».

Ранее сообщалось, что 25 ноября на заседании президиума совета при президенте по модернизации и инновационному развитию экономики, который прошёл в Краснодарском крае, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что федеральная поддержка перспективных агропромышленных проектов может быть ориентирована, как и в промышленности, на использование механизма «наилучших доступных технологий».

 

 

Рубрика: Здоровье

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика