Источник: Собеседник №8-2015
12:03, 08 Марта 2015 Версия для печати

Музей советских игровых автоматов: машины времени навсегда

Игра "Морской бой" - хит на все времена
Игра «Морской бой» – хит на все времена
Фото: Андрей Струнин

Корреспондент «Собеседника» вернулась в детство, посетив легендарный Музей советских игровых автоматов на Бауманской.

Официальные путеводители об этом музее молчат, но, попав на Бауманскую улицу, мимо него пройти сложно: украшающие вход разно­цветные 8-битные гоночные машинки, которые тоннами разбивал на электронной трассе каждый юный житель СССР, видны издалека.

Сам музей как будто возвращает в те времена, когда мы клянчили у родителей 15-копеечные монетки, чтобы на пару минут почувствовать себя крутым подводником, пилотом истребителя или охотником в джунглях.

«Морской бой» – наше всё!

Собственно, история музея и начинается с того, что нескольким молодым людям очень сильно захотелось воплотить мечту каждого советского школьника – обзавестись собственным автоматом «Морской бой». Он действительно выделялся среди прочих своих «коллег». Перископ – копия настоящего, с подлодки. Боевые корабли – тоже один в один, и никого не парило, что это просто картонные фигурки. Завораживающие зеленые торпеды, летящие к своей цели, и наконец, инфернальный бабах при попадании. К

уча морских компьютерных игр – от бесчисленных «Пиратов Карибского моря» до «Морского охотника» – так и не превзошли его незатейливый «геймплей».

В конце концов нашелся и был восстановлен списанный «Морской бой», но на этом ребята не остановились. Сейчас в музее порядка 40 экспонатов, среди которых есть настоящие раритеты. Например, игра «Ледокол» – мы ее увидели впервые в жизни. Как и симулятор пожарного «01». Еще есть прототип WoT «Танкодром» – думаем, «танкисты» оценят.

Рай советского геймера
Рай советского геймера
Фото: Андрей Струнин

Почти все автоматы в рабочем состоянии. Вместе с автоматами, которые добывались в кинотеатрах, парках отдыха и пионерлагерях, музею достался солидный запас 15-копеечных монет, от которых они и работают. Каждый периодически издает свой характерный звук, отчего с непривычки чувствуешь себя, как в аду.

– На самом деле ад начинается, когда приходят группы школьников, – улыбается сотрудница музея Анна. – Вот тогда лучше бы автоматы еще громче орали. К ним мы очень быстро привыкли.

Главное, чтобы неазартно

Как ни печально, но весь этот праздник жизни шел к нам почти столетие. С развлечениями в Стране Советов было плохо, и только в 1971 году на это наконец обратили внимание в Минкульте. В результате в столичном ЦПКиО им. Горького состоялась Всемирная выставка аттракционов и игровых автоматов, произведшая настоящий фурор. 20 тыс. посетителей ежедневно – и так 1,5 месяца.

В итоге никаких договоров никто заключать не стал: наше руководство просто скупило все выставочные образцы и наладило выпуск игровых автоматов «по образу и подобию». За все отвечало созданное по этому случаю предприятие «Союзаттракцион», и туда шла вся выручка. Производство доверили оборонным заводам, в связи с чем технологии оказались строго засекреченными. Оборонщики старались и нашпиговывали игровые агрегаты самой передовой на тот момент электроникой. Стоимость автоматов в итоге порой приближалась к стоимости «Жигулей», что было чрезвычайно дорого.

Силомер "Репка": никакого насилия!
Силомер «Репка»: никакого насилия!
Фото: Андрей Струнин

– Наши автоматы несколько отличались от западных, – рассказывает сотрудница музея Марина. – Политика государства заключалась в том, чтобы они ни в коем случае не могли быть азартными. На Западе были и «однорукие бандиты», и подобные автоматы – у нас это было абсолютно запрещено.

– А как же наш аналог «бандита», – интересуемся мы, – где надо было цеплять игрушки?

– Игрушки – это другое. Суть в том, чтобы не было никакого денежного вознаграждения и никто не мог бы проиграть все свое состояние, – поясняет Марина политику партии. – Хотя в СССР это, наверное, было невозможно в принципе. И были частные отличия. Вот, например, у нас есть силомер «Репка». Западные силомеры работали от удара, а у нас – добрая детская сказка. И нужно не бить, а тянуть рычаг на себя. То есть никакого насилия. И можно сказать, что это уже наша, советская разработка. Как, скажем, и автомат «Конек-Горбунок».

Только хардкор!

В СССР, как известно, была плановая экономика, и игровые автоматы она тоже не обошла. У каждого агрегата был план – набрать 7–8 рублей в день. Как правило, игровая сессия автомата длится 2 минуты. Асы, справившиеся с миссией на отлично, получают еще минуту призовой игры, но это большая редкость.

– На самом деле все игры довольно сложные, – говорит Марина. – Например, торпеды в «Морском бое» – это цепь лампочек. Если последняя совпадает с целью – попадание засчитывается. В западном автомате этих лампочек было больше, соответственно и попасть было проще. В нашем «Морском бое» это значительно сложнее.

Как правило, игровая сессия автомата длится 2 минуты
Как правило, игровая сессия автомата длится 2 минуты
Фото: Андрей Струнин

Еще больший хардкор наблюдается в симуляторе охоты – «Дуплете». Конкурент игрока – механический охотник – запросто может отобрать его добычу.

– Эта сволочь вообще не промахивается, я его помню, – поделился наш фотограф Андрей.

Беда в том, что и застрелить конкурента невозможно. Для современного эльфа сотого уровня это большая боль. А те или иные труднообходимые подставы ждут игроков практически в каждом автомате.

Так что во времена СССР 15-копеечные монеты летели в автомат каждые 2 минуты и машины не просто справлялись с планом, а перевыполняли его настолько, что все стахановцы плакали. И механики, обслуживавшие агрегаты, могли невозбранно забирать себе ощутимую часть выручки. Многие в итоге становились вполне обеспеченными людьми.

Ну а предприятие «Союзаттракцион» и вовсе погрязло в коррупции. Неизвестно, чем бы закончилась его история, если бы незаметно не подкрались 90-е со всеобщим хаосом и кризисом производства. Заводы закрывались один за другим. Запчасти для игровых автоматов стали редкостью, а после вообще пропали. Вслед за ними постепенно исчезли и сами автоматы.

Им на смену пришли «Тетрисы», игровые приставки и компьютерные игры. Началась новая эпоха электронных развлечений.

Как добраться в светлое прошлое

Музей располагается по адресу: Москва, ул. Бауманская, 11. В связи с закрытием станции метро «Бауманская» на ремонт ехать лучше до «Красносельской». От метро можно дойти пешком (5–7 минут) либо сесть на трамвай №37, 45 или 50. Остановка «Бауманская улица».

Режим работы музея:

Понедельник – четверг: с 13:00 до 21:00

Пятница: с 13:00 до 20:00

Суббота – воскресенье: с 11:00 до 20:00

Вход в Музей советских игровых автоматов стоит 350 рублей
Вход в Музей советских игровых автоматов стоит 350 рублей
Фото: Андрей Струнин

Стоимость путешествия во времени

Вход в Музей советских игровых автоматов стоит 350 рублей. Каждому посетителю выдается пятнадцать 15-копеечных монет для игр. Экскурсия – по желанию (включена в цену билета).

В музее работает буфет, где можно попробовать настоящий советский молочный коктейль (150 руб.). Его смешивают на специально предназначенном для этого агрегате «Воронеж» из мороженого, схожего по рецептуре с тем, что использовали буфетчики в СССР. Также при буфете есть автоматы с газировкой, работающие от 3-копеечных монет. Одна такая монетка стоит 50 рублей. Есть и просто современный кофе, в том числе «с собой».

Помимо этого, в музее можно приобрести друзьям и близким различные сувениры (при нас там были клёвые советские флажки) и подарочные сертификаты на посещение этого заведения. Также в музее возможна организация праздников и даже аренда игрового автомата.

Истфакт

Первый игровой автомат, работающий от монетки, придумал аж в 1871 году американский инженер Монтагю Редгрейв. Это была т.н. пейнтбольная машина: пинаем шарик и стараемся набрать как можно больше очков.

Наверняка многие в пионерлагере хоть раз дрались с товарищами по отряду из-за настольной версии этой игры. Она пришлась народу по нраву, и, когда в 1931 году в Штатах легализовали азартные игры, автоматы расцвели пышным цветом.

Например, компания «Сега», ныне известный производитель игровых консолей, в 1954 году начала выпуск игровых автоматов. Сначала – пейнтбольных машин для нужд военных (они ставились на подлодках), а потом – самых разнообразных автоматов для всех. В 1961 году у нее вышел настоящий хит – «Перископ», прототип нашего «Морского боя».

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

17:04, 03 Декабря 2016
Sobesednik.ru выслушал историю женщины, которая в пенсионном возрасте реализовала себя в сфере туризма
»
14:34, 03 Декабря 2016
Кинообозреватель Sobesednik.ru – о драматическом фильме «Планетариум» Ребекки Злотовски
»
13:23, 03 Декабря 2016
Sobesednik.ru провел день в одной из воинских частей дивизии в Чебаркуле и посмотрел, как живут солдаты
»