22:04, 16 Декабря 2014 Версия для печати

Тайны уникальной находки в Переславле-Залесском

Печать патриарха Афанасия I
Печать патриарха Афанасия I
фото — Оксана Мазурок

Уникальная археологическая находка, печать патриарха Афанасия, обнаружена при раскопках в Спасо-Преображенском соборе.

Этот собор XII века расположен в городе Золотого Кольца Переславле-Залесском (Ярославская область), что в 135 км от столицы.

Как оправдали митрополита Петра

Археологические исследования Институт археологии РАН проводил летом 2014 года, потом печать патриарха реставрировали и изучали в Москве ведущие специалисты, а недавно состоялась торжественная передача редкой находки в собрание Переславль-Залесского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Чем интересна эта находка? Во-первых, таких печатей константинопольского патриарха Афанасия I (на фото) сохранилось всего единицы. А эта к тому же и в очень хорошем состоянии.

Собор XII века в Переславле-Залесском
Современный вид собора XII века в городе Переславле-Залесском
фото — Оксана Мазурок

Во-вторых, она связана с важным историческим событием. В 1311 году в Переславле-Залесском был созван собор, на котором разбиралось обвинение митрополита Петра в симонии (торговле церковными должностями и церковными таинствами). Подоплекой этого обвинения, выдвинутого тверским епископом Андреем, было давнее противостояние Московского и Тверского княжеств за главенство (победило Московское, в результате чего вокруг Москвы и объединилась потом вся Россия). У Твери был свой кандидат на престол митрополита Киевского (так в то время официально именовалось первое духовное лицо на Руси, Петр же после своего назначения прожил в Киеве всего год, потом переехал во Владимир), но в Константинополе назначили Петра. Собор признал обвинения епископа Андрея клеветой, решение это было скреплено печатью патриарха Афанасия I.

И наконец, в-третьих, эта находка, как считает доктор исторических наук Николай Макаров, «не только яркое материальное отражение византийско-русских церковных связей в начале XIV века, но и уникальное археологическое свидетельство этого события [собора 1311 г.], известного нам лишь по "Житию митрополита Петра" и сообщениям В. Н. Татищева».

На каждом пятачке — история

— Начиная с 2011 года Институт археологии РАН постоянно ведет работы как в самом древнем городе, так и в его окрестностях, — рассказала Оксана Мазурок, сотрудник музея-заповедника Переславля-Залесского, участник некоторых археологических работ.

И действительно история тут, можно сказать, в прямом смысле под ногами — Переславль всего на 5 лет моложе Москвы и так же основан Юрием Долгоруким, одно время был центром Переславского княжества, вотчинным наделом Александра Невского, который проводил здесь много времени. Здесь родился сын Ивана Грозного, будущий царь Федор, а Петр Первый на берегах местного Плещеева озера строил первые корабли российского флота.

Центр старого города в Переславле обозначен предельно точно: сохранились уникальные «крепостные стены» — земляные валы, рукотворное защитное сооружение XII века 10 метров высотой, а шириной вверху 5 метров, а в основании 20–25 метров. Валы «грушей» в 2,5 км до сих пор опоясывают старинную часть города.

Карта раскопок
Карта раскопок
фото — Елена Скворцова

Археологи вынуждены работать здесь очень осторожно — мало того, что в каждом метре под ногами у них настоящие сокровища древних культурных слоев, но ведь и застроен центр города плотно — недолго и строения повредить. И среди этой «плотности» — многочисленные уникальные памятники архитектуры и истории. Поэтому раскопы ведутся, как правило, на очень небольших площадях.

Кстати, в Переславле все жители исторической части города даже на собственных участках не имеют права проводить никакие земляные работы (например, колодец вырыть) без того, чтобы уведомить археологические службы. По правилам, в старой части города все такие работы — как граждан, так и организаций — ведутся только под присмотром археологов и с их разрешения.

Археологические детективы

Все свои находки ученые демонстрируют на специальных выставках в городе. Печать патриарха, к примеру, показана в рамках специального проекта «Археология: в поисках города».

Между прочим, на этой выставке печать — не единственная уникальная находка. Есть еще осколки сирийской чаши середины XIII века, с росписью эмалями и золотом.

В мире существуют всего 3 таких чаши
Одна одна из трех уникальных чаш хранится в музее в Нью-Йорке...
фото — Елена Скворцова

Таких чаш, уверяют эксперты, всего три в мире. Одна из них хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. В музее Переславля будет четвертая — когда ее восстановят (найдено 22 осколка).

Оскол чаши
...четвертую после восстановления поместят в музее Переславля
фото — Елена Скворцова

Еще на выставке — графины производства Египта первой половины XIV века. Подобные вещи являются показателем высокого статуса их владельцев и позволяют ученым предположить, что в этом месте средневекового Переяславля находилась усадьба русского аристократа или золотоордынского чиновника.

А некоторые находки помогают изучать средневековых людей. Так, в одном из мест старого города ученые обнаружили некрополь XV–XVI веков — 133 погребения. К сегодняшнему дню изучено 93. Оказалось, что жили в те времена мужчины чуть дольше женщин: средний возраст смерти мужчин, захороненных в некрополе, 38,4 года, а женщин — 32,5 года.

Еще одна занятная находка. Казалось бы, обычный раскоп хозяйственной постройки на окраине древнего города предполагает чуть ли не средневековый детектив. Археологи обнаружили остатки хозяйственной постройки. А в ней — тела мужчины и ребенка лет 12.

Черепа
В ходе раскопок удалось найти останки мужчины и 12-летнего ребенка
фото — Елена Скворцова

У обоих проломлены черепа, у мужчины также рассечена лопатка... Кто эти люди, почему погибли — тут уже можно включить фантазию. Зато не надо гадать о том, как они выглядели — внешний их облик ученые смогли восстановить по черепам.

Реконструкция позволила понять, как выглядел мужчина (Индивид. 1) и ребенок (Индивид. 2)
фото — Елена Скворцова

В музей как на праздник

В музей-заповедник с удовольствием ходят и взрослые горожане, и школьники, часто приезжают туристы. В городе уже привыкли, что тут постоянно что-то придумывают новое.

Фонды музея обширны: тут и прекрасная художественная коллекция (часть картин побывала не на одной международной выставке), и богатейшее собрание ценностей ризницы, и артефакты местной истории. Казалось бы, можно просто их демонстрировать, как делает большинство музеев, и жить спокойно. Но нет: экспозиции тут постоянно меняются.

Всё время придумываются новые проекты: то это интерактивный спектакль-выставка, демонстрирующий быт и атмосферу какого-то года начала прошлого века; то это выставка о войне, где не только экспонаты из фондов музея, но и принесенные жителями города вещи и снимки погибших (и уцелевших) на войне родных, рассказы о них... А уж на Масленицу и Рождество тут настоящие гулянья, народу — не протолкнуться. Конкурсы, мастер-классы, концерты, лотерея, новые экспозиции... На Рождество обычно приглашают и пиротехников из соседнего Сергиева Посада. В позапрошлом году, например, закрывал праздник роскошный фейерверк — реконструкция тех, что практиковали во времена Екатерины II, с вензелями в небе и другими диковинками.

РПЦ торопит с выселением

Увы, в 2018 году, буквально накануне 100-летнего юбилея музея, всё это может кончиться. Дело в том, что музей находится в Горицком монастыре. И теперь решено этот монастырь передать РПЦ.

Взамен обещают старые корпуса завода ЛИТ, что в центре города. Музей совсем не против — у директора Галины Петровниной уже есть концепция, как на новом месте создать прекрасный современный музейно-туристический комплекс и более вольготно, чем сейчас в монастыре, разместить там 90 тысяч экспонатов музейного фонда.

Руководство уникального музея старается постоянно разнообразить культурную программу
фото — Оксана Мазурок

Проблема в том, что цена вопроса — 400 млн рублей. И это только на выкуп новых помещений для музея и земли под ними. Еще примерно столько же потребуется на переезд, ремонт и размещение экспонатов. А денег этих в бюджете Ярославской области нет. Обратились за помощью к федеральному бюджету. Но сейчас времена трудные, и каков будет ответ, пока неясно. Правда, вице-премьер Ольга Голодец уже с весны в курсе проблемы, а осенью сюда прибыла комиссия из Минкульта РФ.

Между тем РПЦ не намерена ждать 2018 года. Нажимом и уговорами она вынудила музей уже в ближайшее время передать ей надвратную церковь для проведения богослужений. О том, что это не слишком удобно (она потому и надвратная, что там вход на территорию музейного комплекса) для музея и его посетителей, в РПЦ не задумываются.

Самое удивительное, что РПЦ, нарушая договоренности и требуя выдать ей хоть что-то «предоплатой», не идет ни какие компромиссы: священники уверяют, что никак не могут вести службы один-два раза в неделю, что им непременно надо их вести постоянно (и это в городе, где всего 40 тысяч жителей, а действующие церкви — чуть не на каждом шагу!).

В результате музей вынужден убирать из помещения отдел природы, расторгать договора со школами... А это ни много ни мало 12 договоров — дети регулярно посещают эту экспозицию, для них разработаны прекрасные программы. Кроме того, в этой экспозиции — дорогостоящие диорамы, прекрасные чучела.

Директор музея опасается, что некоторые чучела могут не вынести переезда. А уж повторить диорамы в прежнем объеме будет попросту невозможно — у музея нет ни другого места для них, ни денег на такую работу.

Кстати, о деньгах. РПЦ вообще не собирается ни за что платить. На территории Ярославской области, как выяснилось, существует лишь один монастырь (Толгский), который полностью в собственности и на содержании РПЦ. Остальные церкви передаются в пользование — то есть монахи там живут и ведут богослужение, а государство оплачивает коммунальные расходы и содержание корпусов.

Интересно, почему это государство у нас такое щедрое к церкви и столь жесткое к людям? Ведь собственники квартир по соцнайму (а это то же право пользования) сами оплачивают и содержание и коммунальные услуги.

В контексте же нашей истории такое трепетное отношение к нуждам цервки означает лишь непомерные финансовые тяготы для области: областному бюджету придется где-то изыскивать не только 400 миллионов на новое помещение для музея, но и деньги на содержание старого помещения в надлежащем состоянии, да еще оплачивать коммунальные расходы монахов — их же нельзя заставить перейти на самоокупаемость!

Хотя это было бы справедливо: монастырей в городе пять, четыре уже давно отданы церкви и в них уже благочестиво живут монахи и монашки (то есть на тех же условиях иждивения на местных бюджетах региона). И понятно, что сегодня нет никакой насущной необходимости спешно выселять музей и передавать здания монастыря РПЦ, причем передавать безо всяких условий — без хотя бы разговора о софинансировании ремонта нового помещения для музея.

 

 

 

Также по теме

Подписаться на новости

Введите Ваш email:
email рассылки



Новости Партнеров

Новое на сайте

00:02, 11 Декабря 2016
Обозреватель Sobesednik.ru Евгений Ясин о новой возможности для повышения цены на нефть
»
20:04, 10 Декабря 2016
Накануне своего юбилея Дима Билан пообщался с журналистом Sobesednik.ru
»
17:09, 10 Декабря 2016
Sobesednik.ru узнал о семье Кураевых из Владимира и необычную историю появления у них детей
»