ЗИЛ Гагарина и другие раритеты крупнейшего частного музея РФ

Коллекционер Вадим Задорожный показал нам свой музей ретро-техники и рассказал о судьбе уникальных экспонатов

Фото: Вадим Задорожный // Андрей Струнин

Коллекционер Вадим Задорожный показал нам свой музей ретро-техники и рассказал о судьбе уникальных экспонатов.

В подмосковном поселке Архангельское есть место, которое проезжающих по Ильинскому шоссе заставляет оглядываться. Там вдоль дороги стоят самолеты и танки, и многие думают, что это выставка военной техники или воинская часть. На самом деле это самый большой в России частный музей, где можно увидеть ЗИЛ Гагарина, автомобиль-самолет «Мессер­шмитт» и еще несколько сот единиц раритетной техники – от знаменитой «моргуновки» до истребителя ЯК-1.

[:same:]

«Моргуновкой» автомобиль СМЗ С-3А стали называть после гайдаевской «Операции «Ы»: «Не шуми, я инвалид», – говорит Моргунов – Бывалый и садится за руль крошечного голубого автомобиля. На самом деле это даже не совсем машина, а мотоколяска. В Музее техники «моргуновка» стоит на нижнем этаже, полностью отданном под отечественные раритеты.

По соседству – воссозданный президентский кортеж и ЗИЛ-117, принадлежавший Брежневу. Его пришлось реставрировать дольше других – генсек любил ездить за рулем, но водитель из него был не очень. Рядом с брежневским кабриолетом – бело-красная «Волга», одна из первых. Она принадлежала отцу основателя музея, коллекционера Вадима Задорожного.

Это не только частный, но еще и очень личный музей. Этажом выше стоит ВМW DIXI DA3 Wartburg – маленький родстер 1934 года, с которого все началось. В начале 90-х годов Задорожный отыскал его в Белоруссии, в деревне. Там кузову раритета нашли практическое применение – приспособили под кормушку для скота.

Несколько лет ушло на поиск недостающих деталей. Салатовый родстер стал первой машиной в коллекции Задорожного. Со временем появился FORD T – тот самый, который был доступен любому рабочему фабрики и в гору заезжал задом.

И сталинский ЗИС-115 – первый бронированный автомобиль в СССР.

И голубой хрущевский ЗИС-110 П – отечественный «фаэтон», в природе существовавший только в двух экземплярах.

И BMW Isetta 1955 года, который открывается, как холодильник, то есть спереди, вместе с рулем. Именно эта модель после войны спасла компанию от финансового краха.

Есть «французы» Delahaye – компания делала машины по личным заказам и, разумеется, разорилась; роскошные Horch – «Хорьхи» сейчас редкость даже в европейских музеях; Messerschmitt – многие и не слышали, что после войны фирма по понятным причинам переключилась с самолетов на автомобили.

А кроме этого – больше сотни мотоциклов, самолеты, танки, пушки, стрелковое оружие.

[:image:]

Многие видели машины Задорожного на разного рода ретромероприятиях и даже не подозревают, что после заездов и парадов старинные «Хорьхи» и исторические ЗИЛы уезжают не в личный гараж хозяина, а во вполне доступный всем желающим музей – приходи и смотри. И даже катайся – на всем, конечно, не дадут, но прогулку по музейному двору на раритетном автомобиле можно заказать.

Однако достаточно самого факта, что практически все автомобили тут на ходу. Трогать, крутить, дергать и седлать можно любой экспонат военной техники, выставленной на улице.

[:rsame:]

Надо, наверное, предупредить: тут как будто проваливаешься в Кроличью нору. В сравнительно небольшом здании можно бродить и три, и пять часов, одну и ту же машину рассматривать и трижды, и по десятому разу, и каждый раз будет что-то неожиданное.

Это точно не то место, куда стоит заскакивать на полчасика по пути куда-нибудь еще. Даже не пытайтесь.

Как нашли «Мерседес» Гитлера

Музей техники – на сто процентов история одного человека, потому неудивительно, что человек этот знает о нем абсолютно все. Кое-что Вадим Задорожный рассказал и нам.

Про коллекцию

– В основе коллекции – машины, которые попали в нашу страну после Второй мировой войны по закону о реституции. Тогда из Германии много всего вывозили, в том числе легковые автомобили. Они стояли в гаражах, переходили из рук в руки, какие-то ломались и были брошены. Ездить на них перестали уже в 80-е годы, потому что появились привычные всем «Волги» и «Жигули».

Коллекционировать лучшие европейские автомобили в то время можно было только в СССР. Сейчас к нам в музей приезжают коллекционеры и из Германии, и из других стран, потому что тут есть на что посмотреть.

Про «Мерседес» Гитлера

С раритетными автомобилями как повезет – один можно собрать за неделю, другой за всю жизнь не восстановишь. Я сейчас собираю по оригинальным запчастям машину, которая принадлежала Гитлеру. Работа идет уже много лет, и не могу сказать, когда закончится.

После войны этот «Мерседес» был подарен первому секретарю Узбекистана. Он сломался, стоял в государственном гараже и в конце 80-х – начале 90-х был продан, кажется, водителю – никто не представлял, что машина является ценностью. Новый владелец поставил другой двигатель и использовал автомобиль для перевозки дынь с бахчи. Он случайно попал на глаза специалисту, а дальше уже не составило труда выяснить через компанию «Мерседес», что это за машина.

Про будущее

В настоящее время я не покупаю автомобили, трачу все свободные деньги на реставрацию того, что приобрел ранее. Таких машин, насколько я помню, 25. Постепенно музей будет ими пополняться. Кроме того, мы сейчас освобождаем место под новую экспозицию – музей малоизвестных войн и конфликтов XX века, в которых участвовал Советский Союз: это Испания 1936 года, Халхин-Гол, Финляндия, корейская война. Он откроется к лету.

[:image:]

Что? Где? Почём?

Дорога. Добраться до Музея техники можно либо личным автотранспортом, либо автобусом или маршруткой, следующими от станции метро «Тушинская» (20 минут, если не будет пробок). Выйти нужно на остановке «Липовая аллея».

Дети. Это то волшебное место, где даже 5-летний ребенок может вести себя тихо несколько часов. Интересно и девочкам, и мальчикам, и внутри, и на улице.

[:same:]

Деньги. Вход в музей платный для всех, кроме детей младше 6 лет и ветеранов: взрослый билет – 300 рублей (в выходные 400), для школьников и пенсионеров – 250. Поездка на ретроавтомобиле – 300 рублей с человека. Порция «солдатской» гречки с тушенкой – 200 рублей.

Другое. Музей работает каждый день с 10 до 19 часов (в выходные на час дольше), кроме понедельника. Его можно посмотреть самостоятельно, но гораздо интереснее с экскурсоводом. Экскурсии ведут очаровательные девушки, про которых и не подумаешь, что они столько знают о технике.

На территории комплекса круглый год работают кафе и ресторан, а по выходным – полевая кухня. Туалеты можно найти не только на входе, но и на каждом из трех этажей музея. Дорогу ко всему необходимому можно спросить у сотрудников охраны – их здесь много, и они исключительно приветливы.

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика