29.04.2010

Денег нет – ходи неучем?

Владимир

Слухи о том, что школьное образование собираются перевести на платную основу взбудоражили общество. Ситуация развивается как снежный ком: обсуждение в блогах, письма президенту, обещание протестов и даже массовых выступлений. Весь сыр-бор из-за принятых в минувшую пятницу положений реформы бюджетных учреждений.

Удивительно, что первые официальные комментарии о грядущей реформе, которая затронет всех, появились только через несколько дней после того, как Госдума уже приняла эти поправки, а народ уже от души перепугался прогнозов в духе «бесплатными останутся только 2 часа русского языка, 2 часа математики, 3 – физры и 3 религии в неделю, за остальное придется платить». Скорее всего, все будет не так мрачно, но тренд уже ясен. Со временем определится только степень . Говорят, в ряде московских школ уже сокращают часы обучения, переводя их на платную основу.

Безусловно, «социалку» надо реформировать. Среднее образование – в том числе.  Школьная уравниловка, как и любая другая, имеет недостатки. Всем ли нужен гигантский объем знаний, которым пичкают наши школы всех детей без разбора? Вузы поставили на поток выпуск бесполезных спецов с дипломами. На лицо ужасный перекос в экономике – огромная нехватка высококвалифицированных рабочих, с одной стороны, с другой – перебор с  менеджерами и юристами, для которых не хватает контор.

Я помню попутчика в поезде, который жаловался, что не может найти хорошего слесаря на оклад в 60-70 тысяч рублей. При этом молодежь давится в очереди на собеседования с зарплатами, которые покрывают только аренду квартиры в Москве и жизненный минимум. Рабочие специальности, к сожалению, обесценились. Но в мире, да и у нас в советские времена, рабочий человек – слово не ругательное, а почетное, которое сулит вполне достойный уровень жизни и социальные гарантии. Сегодня такой пример - рабочие автозаводов и докеры портов, многие из которых ездят на вполне приличных автомобилях и покупают квартиры в кредит. Хорошая квалификация в этом случае означает хорошую жизнь.

С другой стороны, в школу пинками гонят оболтусов, которые не хотят учиться, а в школу появляются по принуждению и больше не за знаниями, а чтобы покурить, выпить и пообщаться. Зачем им ненавистные физика и химия?

Еще аргумент. Назвать среднее образование бесплатным уже и сейчас мало у кого повернется язык – поборы на ремонты, экскурсии, покупку книг и учебников – все это и так вылетает родителям в копеечку.

На это плюсы реформы заканчиваются и начинаются сплошные минусы. Как можно готовить важную реформу молчком – без обсуждений, без разъяснений? Кстати, в самом законопроекте ничего конкретного – просто появилось понятие «государственное задание», за которое будет платить бюджет. А остальное – за счет родителей. А вот каким будет это задание, не расшифровывается.

Сейчас чиновники минобразования клятвенно обещают, что бесплатные часы сокращаться не будут. Но закон им не мешает сделать это позже – через 2-3 года, постепенно, не  революционно. Преград для этого нет даже в Конституции, которая гарантирует бесплатное образование, но не уточняет в каком объеме. Отсюда растут и худшие опасения. Что социальный водораздел между «элитой» и «ее обслугой» может быть заложен еще в школе. Где гарантия, что таланты из небогатых семей смогут пробиться через «социальные фильтры»? А без этого - какая модернизация и инновационная экономика?  

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика