Выставка SMIT: будущее высоких технологий

Sobesednik.ru побывал на выставке высоких технологий в Москве и узнал, каким будет наше будущее.

Фото: SMIT – первое в мире интерактивное пространство технологий для взрослых и детей // Фото предоставлено организаторами мероприятия

Sobesednik.ru побывал на выставке высоких технологий в Москве и узнал, каким будет наше будущее.

Заглянуть в будущее реально, и для этого вовсе не обязательно изобретать машину времени. Организаторы выставки SMIT который год доказывают это всем, кто неравнодушен к достижениям техники и готов на себе опробовать новейшие изобретения ученых.

Сами создатели SMIT SPACE позиционируют свой проект как «первое в мире интерактивное пространство технологий для взрослых и детей». И с этим сложно поспорить, поскольку данная выставка в самом деле интересна людям абсолютно всех возрастов и увлечений.

Сегодня это очень популярная и ходовая идея – преподносить детям науку в развлекательном формате. В Москве и других городах можно наткнуться на огромное количество всевозможных выставок, где в качестве экспонатов представлены роботы, модели космических кораблей и гаджеты виртуальной реальности, а в перерыве веселый ученый-химик развлекает детвору, показывая увлекательные опыты.

Многое из этого есть и на выставке SMIT, однако в целом данный проект выглядит куда более серьезным, притом что развлечений здесь хоть отбавляй и дети, как и взрослые, с удовольствием проводят время, экспериментируя с техническими новшествами.

Тем не менее никакой атмосферы детского сада здесь нет и в помине. Каждый экспонат в этой лаборатории будущего несет в себе определенный смысл, четко заданный его создателем, и, постигая этот смысл, ты начинаешь понимать, как работает научный механизм и как можно конструировать будущее прямо здесь и сейчас.

Собственно, «здесь» подразумевает под собой обширную территорию центра современного искусства «Винзавод». Для того, чтобы поселить в большом городе нечто футуристичное и космическое, лучшего места не сыскать.

[:image:]

Кирпичные павильоны почти не отличаются один от другого, но сориентироваться довольно просто: находишь на одной из стен цифру «21», открываешь дверь и спускаешься по лестнице. Спускаешься довольно долго, преодолевая пролет за пролетом и ощущая себя Алисой, устремившейся за белым кроликом. За очередной дверью тебя ожидает приглушенный свет, длинные темные коридоры и отблески цветных огней, источник которых пока остается скрыт и манит разглядеть его поближе.

Белые халаты экскурсоводов усиливают ощущение, будто ты и впрямь находишься в какой-то секретной лаборатории.

«Наша экскурсия будет проходить в три этапа. Ознакомительный – я ознакомлю вас со всеми объектами, которые представлены у нас, второй – испытательный, вы сможете с ними повзаимодействовать, третий – развлекательный, вы сможете свободно предвигаться по выставке и использовать экспонаты в своих целях», – вежливо произнес гид и повел нас за собой по темному коридору, в конце которого был установлен большой экран. На черном фоне из стороны в сторону перемещались странные зеленые волны, двигаясь очень плавно и составляя странные вибрирующие фигуры. Лишь при ближайшем рассмотрении стало ясно, что это цифры – тысячи, миллионы цифр от 0 до 10, окрашенных в зеленый цвет.

[:image:]

«Это матричный водопад», – объяснил экскурсовод. И в самом деле, в голове возникал пресловутый образ из фильма «Матрица». Однако было в этом экспонате еще что-то, чего мы не замечали. Тогда гид указал на картины, развешанные вдоль стен, и попросил нас сказать, чем эти иллюстрации отличаются от того, что мы видим на экране. Кто-то произнес слово «пиксели», и тут мы всё осознали. Цифры двигались по экрану не хаотично – они формировали наши собственные очертания, обрабатывая данные с камеры, установленной наверху «водопада».

«Помните экранизацию Гарри Поттера? – с улыбкой спросил экскурсовод, заметив наше любопытство. – В газетах двигались фото, в рамках оживали картины. В будущем будет то же самое, только не благодаря магии, а благодаря инженерии». То отходя, то приближаясь, мы замечали, как меняется перестановка цифр и «волны» воспроизводят наши силуэты.

«Картины, к которым мы привыкли, статичны – они созданы с помощью времени, красок, холстов и тому подобного. В будущем же графика будет представлена в ином виде, она будет нестатична», – заключил гид и повел нас в следующий зал.

Это помещение было светлее и напоминало космический корабль. Знаете, в любом фантастическом фильме про космос есть кадры, где герои, путешествующие на космическом шаттле, прохаживаются по капитанскому мостику, гуляют по просторным кабинам, где вокруг них – бесконечные пульты управления, приборные панели с тысячами кнопок, рычагов и огоньков, назначения которых понятны только экипажу. Примерно такие мысли крутились у меня в голове, когда я увидела гигантские светящиеся трубки, свисающие с потолка, и пульт управления, при помощи которого экскурсовод заставил эти трубки… петь! Представший перед нами экспонат носил забавное название «Игровое пространство от Варенъйе организма». По сути он представлял собой массивный световой электроксилофон, который откликался на нажатие клавиш и повороты руля – пульт управления выглядел точь-в-точь, как руль автомобиля.

[:image:]

Пока все завороженно разглядывали эту необычную свето-звуковую инсталляцию, гид рассказал нам о том, каким этот ксилофон был раньше. «Он состоял из 30 трубчатых клавиш, каждая клавиша откликалась на любое прикосновение. В этом году мы поменяли всю систему разработки. Мы подключили все к единому компьютеру, чтобы человек смог полностью управлять пространством благодаря одному штурвалу управления», – сказал экскурсовод и показал, как пользоваться чудо-инструментом.

Как человек, который любит все новое опробовать на себе, я тут же заняла место гида «за штурвалом». Внизу обнаружились две педали, как и положено в автомобиле – газ и тормоз. При нажатии на газ трубки начинали лихорадочно мигать разными цветами с высокой скоростью, при нажатии на тормоз замедлялись мелькания огней и изменялась частота звука.

Занятно то, что данный объект имеет свойство накапливать энергию: даже когда я отошла от пульта, трубки все еще продолжали переливаться разными цветами, а звуки смолкли не сразу. Оторваться от такой игрушки было трудно, но любопытство манило дальше.

А дальше ждало еще больше удивительных изобретений, причем многие из них влекли не только своей развлекательной, но и практической стороной. К таким объектам на выставке SMIT относится экспонат под названием Skullmapping. На первый взгляд это обычный стол небольшого размера, только вместо скатерти на нем – проекция. Тарелки, приборы, бокалы, меню – всё выглядит очень натурально. Стол полностью интерактивный: при нажатии на ту или иную позицию в меню маленький повар начинает готовить для вас блюдо, которое вы выбрали. Вполне возможно, что подобные технологии будут ждать нас в каждом ресторане уже в скором будущем. Выбор блюда перестанет быть для многих утомительной и неразрешимой задачей и превратится в увлекательную игру, где каждый посетитель сможет увидеть, из каких компонентов состоит его заказ и каким образом он готовится. Жаль только, попробовать шедевр компьютерного шеф-повара не удастся на вкус перед тем, как заказывать его в реальности.

Одной из самых красивых инсталляций выставки, на мой взгляд, является «Звездное небо». В словесном описании этого объекта не кроется ничего красивого и романтического: это просто свисающий с потолка пучок тонких прозрачных нитей, подключенных к источнику света, который пронизывает каждую «ветвь» и оставляет на конце вспышку, меняющую цвет. Но поверьте – смотреть на это можно бесконечно. Если вы смотрели фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона и помните, как выглядело священное дерево Эйвы, то в дальнейших описаниях этот объект не нуждается.

[:image:]

Впрочем, пространство SMIT не столько иллюстрирующее, сколько игровое. Одна из излюбленных детских забав на выставке, к которой выстраиваются метровые очереди, – это, как ни странно, песочница. И если вы думаете, что здесь вам предложат поиграть с обычным песком или даже кинетическим, то у вас слабая фантазия. Интерактивная песочница от компании iSandBOX построена на технологии дополненной реальности. Благодаря сменяющим друг друга видеопроекциям обычный песок способен принимать разные текстуры. Одного нажатия на экран достаточно, чтобы поверхность песочницы превратилась в воду, извергающийся вулкан, горный рельеф, а сверху начали ездить танки, летать драконы и прочие фантастические создания. Скажу честно, от этого экспоната многих посетителей просто не оторвать.

[:image:]

Однако если не сделать этого, рискуешь упустить шанс почувствовать себя в чужом теле и перенестись в другую вселенную. Сделать это можно, пройдя квест в виртуальной реальности. При помощи специальных VR-очков вы полностью погружаетесь в иное измерение, где вам предлагается выполнить ответственную миссию в роли одного из предлагаемых персонажей. В одной команде могут играть четыре человека. Собрать экипаж не составит труда, даже если вы пришли на выставку в одиночестве – вокруг вы быстро найдете увлеченных экспериментаторов, которые так же, как и вы, жаждут приключений.

Кому точно не придется скучать в пространстве SMIT, так это любителям роботов. Здесь можно не только понаблюдать за различными дроидами, но и самому поуправлять роботами при помощи пульта дистанционного управления или приложений для смартфонов.

[:image:]

Фанаты «Звездных войн» обязательно придут в восторг от здешнего R2-D2, который передвигается и издает звуки в точности как оригинальный дроид из знаменитой саги. Местный R2 хоть и чуточку меньше по размеру, зато может пообщаться с вами, реагируя на ваше тепло, и даже выполнить несколько простых команд. Правда, заставить его выдать тайное послание для принцессы Леи мне, к сожалению, так и не удалось.

[:image:]

Запивать разочарование я отправилась в местный бар – а на выставке оказалось даже такое увеселение! Правда, тоже не совсем простой: вместо фужеров на стойке были расставлены химические пробирки, из которых струился белоснежный дымок.

Коктейли с жидким азотом нужно употреблять именно в таком виде, и никак иначе. Понадобилось некоторое время, чтобы освоиться: глотать напиток следует залпом, потом быстро заесть выпитое маленькими голубыми икринками сладкого алкоголя, который принял форму желе, и выдохнуть красивые пары жидкого азота, вообразив себя огнедышащим драконом.

[:image:]

После увлекательной экскурсии нас ожидал еще один подарок от организаторов. В этом году SMIT сотрудничает с компанией-производителем «умных» зубных щеток. Посетителям выставки была представлена ее новейшая разработка: щетка со сменными насадками круглой формы, которая позволяет лучше очищать каждый зуб со всех сторон и вдоль линии десны, предотвращая воспаление десен. Специальное приложение с помощью встроенных в щетку датчиков движения и давления отслеживает эффективность ваших действий при чистке зубов и анализирует их состояние. Программа делает подсказки и помогает подобрать подходящие продукты по уходу, а также дает полезные советы на каждый день.

Создатели выставки SMIT сумели на нескольких квадратных метрах пространства построить модель именно того будущего, которое мы все хотим видеть. Это будущее, где человеку помогают роботы, где можно одним касанием или силой мысли сделать заказ в ресторане, где можно за секунду переместиться в любую точку вселенной. Будущее, где можно всё.

Выставка будет проходить в Москве до 19 марта, поэтому советую всем любителям высоких технологий и просто искателям приключений как можно скорее отправляться в центр современного искусства «Винзавод». Торопитесь, ведь время, как и современная наука, не стоит на месте!

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Технологии

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика