Сергей Карякин: Каждую партию обсуждали вместе с Карлсеном

Гроссмейстер Сергей Карякин поделился с Sobesednik.ru подробностями о шахматном поединке с Магнусом Карлсеном

Фото: Сергей Карякин // Global Look Press

Гроссмейстер Сергей Карякин поделился с Sobesednik.ru подробностями о шахматном поединке с Магнусом Карлсеном.

Большая популярность нечасто балует шахматистов. Но к финалисту чемпионата мира Сергею Карякину она п­ришла. На следующий день после возвращения из Нью-Йорка, где он уступил действующему обладателю титула Магнусу Карлсену только в добавленное время, спортсмен дал Sobesednik.ru эксклюзивное интервью.

С Карлсеном ходили на дискотеку

– Сразу после того, как все закончилось, ваш менеджер Кирилл Зангалис опубликовал в фейсбуке цитату из песни «Чиж и Ко» «Хочется нажраться... и вспомнить пару старых хитов». Удалось снять напряжение в последний американский вечер?

– Это он написал про себя, так как год держал жесткую диету перед матчем. Просто был ужин, немного грустный, с руководителями Российской шахматной федерации. Выпили вина, шампанского. Все понимали, что впереди будет тяжелый перелет, а потом начнется куча пресс-конференций и интервью. Грусти особой не было, но представьте, если бы мы выиграли – все было бы по-другому.

– До турнира часто говорили, что вы друзья с Магнусом Карлсеном. А теперь?

– «Друзья» – это громко сказано. Просто: «Привет, как дела, что у тебя нового?» Можем обменяться мнением о книге или фильме после какого-нибудь турнира, сходить на дискотеку вместе, но не более того. Если не брать в расчет тот единственный срыв, когда он ушел от журналистов после проигрыша, мы вместе обсуждали каждую партию, анализировали вместе. Это вообще очень редко происходит во время матчей на первенство мира.

– Учитывая, что победитель забирает 60 процентов от призового фонда, а проигравший – 40, вам полагается около 450.000 евро. Уже решили, как распорядиться?

– Есть машина, есть дом. Думаю, найду, куда потратить. Раньше приходилось активно искать спонсоров на тренеров, на компьютеры, на подготовку, сейчас, конечно, стало проще, но все равно шахматы на месте не стоят, нужно вкладывать в свое дальнейшее развитие как шахматиста.

Президент каждый день интересовался

– Вы как-то рассказывали, что шахматисты во время сборов качаются, как обычные спортсмены...

– Удивляться нечему, это еще со времен Высоцкого. Вспомните песню «Честь шахматной короны», которую он написал про подготовку. Сейчас без «физики» никуда, ты должен быть силен телом, чтобы выдержать 7-часовое напряжение, сидя за доской. Владимир Семенович все описал гениально. В Майами перед матчем готовился по такой программе: волейбол, футбол, тренажерка...

Не только я, все шахматисты держат себя в тонусе. Магнус вообще очень спортивный человек. Даже Вишванатан Ананд и Борис Гельфанд (оба уже не мальчики) поддерживают хорошую форму.

[:image:]

– Нет почти ни одного гроссмейстера, кто не высказался бы о вас по ходу турнира. Наверняка и с вами связывались, что-то подсказывали?

– Борис Гельфанд советовал кое-что по психологии. Говорил, чтобы после вы­игрышной партии я играл с той же тактики, как будто счет был равный. Ну и само собой, все передавали слова поддержки.

– Есть такие, кто не поздравил?

– Очень странно высказался Гарри Каспаров: «Чемпионство Карякина было бы недора­зумением». Мне непонятна ситуация, когда человеку не говоришь ни одного плохого слова, а он отзывается о тебе в прессе с неприязнью. Но я предпочитаю все отношения выяснять за шахматной доской.

– Может, такое отношение Каспарова к вам связано с тем, что вы, родившись в Крыму, потом сменили гражданство с украинского на российское?

– Понятия не имею, даже никогда с ним не общался. Окей, все знают его политику по отношению к России, исходя из этого можно сделать какой-то вывод.

– А Владимир Путин звонил? Он часто поздравляет спортсменов.

– Лично не поздравлял, но я знаю, что он каждый день интересовался. Дмитрий Сергеевич Песков, председатель попечительского совета, постоянно был на связи с главой Российской шахматной федерации Андреем Филатовым и передавал слова поддержки. Говорил, что Владимир Владимирович каждый день следит.

– Приглашали Трампа – не пришел.

– Приглашать, конечно, можно всех на шахматы, тем более что иногда действительно приходят очень крутые люди. Это идеальная площадка для встреч бизнесменов, политиков. В vip-зале кого только не было. В этом плане, кстати, идеальная площадка – это шахматный клуб на Гоголевском, 14. Это идея Филатова – превратить его в элитный клуб, где будут не только шахматы, но и встречи людей бизнеса, культуры, искусства. Сейчас Сергей Собянин еще и отреставрировал это уникальное здание. Может быть, когда-то в этом месте пройдет встреча Трампа и Путина?..

Надеюсь, шахматы будут собирать больше болельщиков, чем ФК «Спартак»

– В интернете разошлась картинка, на которой забитая до отказа Красная площадь смотрит матч Карлсен – Карякин. Многие поверили.

– Да, мы теперь такую задачу поставили себе, что раз фейк, то надо его осуществить.

В Нью-Йорке ажиотаж, конечно, хоть и не такой, но был. Может, зал был и небольшой – человек на 300, но билеты найти было нереально, каждый день было все раскуплено. Учитывая, что в Америке есть NBA, бейсбол, американский футбол, про матч там каждый день писала New York Times, был сюжет на CNN и понятно, что о матче знали все.

[:image:]

– Шахматисты нечасто становятся медийными звездами, в отличие, например, от футболистов. Как ощу­щения?

– Очень мало спал за последнее время – приходится ездить с канала на канал. Нормально удалось поспать только в следующую ночь после прилета. И из-за акклиматизации проснулся в 4 утра. До этого был просто мертвый, заснул в машине, когда меня везли домой.

Я понимаю, что это нужно для популяризации вида спорта, а не для какого-то личного пиара. Чем дольше шахматы будут в передачах а-ля «Вечерний Ургант», тем лучше.

Хочется, чтобы все увидели: у нас сильнейшая шахматная страна, которая продолжает жить всей вот этой шахматной жизнью. Может, когда-нибудь шахматы станут популярнее футбольного «Спартака», за который я болею.

– В следующем году ждать сиквела Карякин – Карлсен?

– Конечно, буду претендовать. Уже большой плюс, что не придется отбираться на турнир претендентов. Это очень сложный отбор. Например, по ходу последнего туда не попал Владимир Крамник. То, что я уже там, это большой бонус. Не будем, конечно, загадывать, но было бы здорово, если бы состоялся еще один матч Карякин – Карлсен.

– Со второй попытки победить норвежца будет легче?

– Об этом вообще ничего не надо говорить. Во-первых, будет очень трудно выиграть турнир претендентов. Там ты борешься за единственное первое место среди 7 равных. Сейчас слабых шахматистов нет, поэтому победить у них будет не легче, чем выиграть матч у Карлсена.

«Вокруг него искали гэбистов»

– Интересно было наблюдать, как менялось отношение к Сергею по ходу турнира, – поделился с нами Кирилл Зангалис, менеджер Карякина. – Судя по рассказам зарубежных коллег, все думали, что Сергей Карякин – это кремлевский человек, который приедет на чемпионат в окружении каких-нибудь гэбистов. Они говорили, что ожидали увидеть железные лица, что Карякина будут постоянно охранять, как при военной операции. В результате все увидели нормального искреннего парня.

Теперь в отношении его только позитив. Никакой русофобии, никакого отношения к политике, только спорт и шахматы. Можно сказать, Сергей Карякин завоевал сердца зарубежных болельщиков.

Матчи все-таки проходили в Нью-Йорке. Если поначалу все хлопали только Карлсену, который суперзвезда, который постоянно острил, то позже болельщики уже склонились в пользу Карякина. В конце, когда он вышел, ему аплодировали около двух минут не останавливаясь. Я очень был горд за Серегу, он своим человеческим поведением заставил болеть за себя даже некоторых норвежцев.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика