Преодолеть марафон и выжить: как я бежал, шел и хромал 42 километра

Корреспондент «Собеседника» принял участие в Московском марафоне, чтобы проверить на себе — реально ли без подготовки преодолеть дистанцию в 42 км и выжить

Фото: Александр Алешкин / «Собеседник»

По легенде, гонец Фидиппид, доставивший грекам весть о победе при Марафоне, пробежав 42,195 километра, упал замертво. Неудивительно – это на пределе человеческих сил. Наш корреспондент проверил на себе – реально ли без подготовки преодолеть такую дистанцию и выжить. Но не будем забегать вперед...

В России проводится множество городских забегов, самым масштабным из которых является Московский марафон, ради него в центре столицы перекрывается 42 километра автодорог. Организаторы, ответственные за раскрутку мероприятия, изо всех сил заманивают участников дармовой спортивной экипировкой, первоклассным сервисом и приглашенными знаменитостями. В нашем случае за напутствие и пропаганду ЗОЖ отвечал бывший капитан сборной России по футболу Алексей Смертин. Вот что он рассказал:

– Я пробежал Московский марафон первый раз два года назад. Пару раз сводило ногу, но никакой медпомощи не потребовалось, остался здоров. Но сейчас готовился только к 10 километрам. Эта пробежка – сама по себе подготовка к Чикагскому марафону, который ждет меня 12 октября. В США побегу по полной программе.

В отличие от бывшего футболиста, мне пришлось сложнее. Во-первых, я решил не ограничиваться «десяткой». Во-вторых, памятуя о древнегреческом посланце, которому явно было некогда тратить время на подготовку и разминку перед доставкой новости, тоже решил пробежать «с нуля» (да еще и «загрузился» накануне в греческом ресторане – конечно же для чистоты эксперимента).

Первые 5 км

Городские марафоны – не только спортивное мероприятие. Это отлично видно на старте, пока толпа еще не успевает растянуться. Многие бегут, размахивая благотворительными или корпоративными флагами. Бегут вместе с собаками, в костюме человека-паука и черт знает еще в чем. Это же еще и шоу – аудитория марафонов не исчерпывается несколькими тысячами участников. Едва ли не больше народа собирается вдоль всего маршрута просто наблюдать со стороны.

Поддержка действительно подбадривает (громче и слаженнее всех она удается рабочим со стройки «Москва-Сити»), особенно если подкрепляется столиками с водой, влажными губками и фруктами. Еда помогает зарядиться калориями, но усердствовать не стоит, пре-дупреждают организаторы. И не только из-за того, что запасы ограничены – тяжесть в желудке выносливости не придаст.

Преодолели 15 км

Первые трудности появляются уже на втором часу забега. Но первыми подводят не мышцы. Ветеран бега в советской майке, бегущий рядом, объясняет мне: когда человек теряет сознание, это значит, что его организм израсходовал 70% возможностей. 30% всегда остается в качестве неприкосновенного запаса. Таким образом, мозг сдается первым, но, кроме этого, он еще и «подбрасывает» по ходу дистанции провокационные вопросы типа: сколько раз по столько же еще надо пробежать, чтобы было больше половины?

Пришлось пожалеть, что плейер как лишнее отягощение был оставлен в раздевалке. Музыка отвлекла бы от ненужных размышлений и помогла бы дышать в одном ритме, что избавило бы от покалывания под ребрами. Не случайно американским военным приказывают петь специальные песни во время марша, дабы не сбивать дыхание (это только нашим – любые, чтоб не болтали в строю).

Даже для такого элементарного вида спорта, как бег, существует богатый рынок аксессуаров. Это пояса для бутылок с водой, наручные спидометры, тюбики с пищевыми энергетическими гелями – все выполнено из максимально легкого пластика. Но больше пришлось позавидовать тем, кто догадался стянуть суставы специальными эластичными тейпами.

С трудом – 30 км

Именно из-за отсутствия оных пришлось первый раз остановиться. На «версте» в 20 километров заныли оба колена. Однако после отдыха снова придать своему отяжелевшему телу фазу полета оказалось уже совсем непросто. Десять километров спустя пришлось окончательно капитулировать, забыв о беге до финишного отрезка.

На второй половине дистанции не бежала, а шла уже большая часть участников.

На многодневных супермарафонах разрешается останавливаться, есть и даже спать. Вот и здесь никто не собирался выталкивать обессиленных бегунов за ограждение, даже если кто-то из них решал сесть и неспешно перешнуроваться.

Хромая – до 42 км

Ближе к этой отметке марафон окончательно превратился в экскурсию по Москве, подпорченную усталостью и крутым рельефом города на семи холмах.

Марафон принято считать волевым испытанием: пробежал – значит не сдался. Но оказалось, это всего лишь вопрос подготовки. Если эластичные мышечные ткани еще можно заставить потерпеть, то суставы вряд ли согласятся на эту авантюру. Поэтому мотивационные билборды вряд ли способны принести больше пользы, чем просто красивое оформление маршрута.

Последний отрезок из тех самых приснопамятных 2,195 километра удалось преодолеть хромающим бегом. Но если бы кому-то пришло в голову округлить марафонскую дистанцию хотя бы до 45 километров, то для вашего корреспондента это действительно был бы полный финиш.

 

Рубрика: Спорт

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика