08.03.2014

"Собеседник"-2005: Обвал рейтинга Путина, месть Ходорковскому и новый вызов прогибу под Кремль

"Собеседник" подводит итоги прошедшего года. 2004-й войдет в историю как год проигравших. Потому что в нынешних наших играх морально правы только те, кто проигрывает.

Фото: Обложка газеты "Собеседник" 2005 г. //

"Собеседник" подводит итоги прошедшего года. "2004-й войдет в историю как год проигравших. Потому что в нынешних наших играх морально правы только те, кто проигрывает. И Ходорковского жалеют не просто потому, что на Руси всегда сочувствовали несчастным, в особенности сидящим, в особенности политическим, а потому, что он проиграл в настоящей борьбе. Попытался не смириться с происходящим и был низвергнут", – писал в 1-м номере за 2005 год Дмитрий Быков, комментируя итоги опроса "Человек года". Этим человеком 100 наших респондентов назвали Михаила Ходорковского. Опальный олигарх становится для "Собеседника" и человеком наступившего года.

Самые заметные публикации, связаны зачастую с ним: «Мама Ходорковского: Я не хотела, чтобы сын занимался бизнесом», «Инна Ходорковская: Если Миша захочет, перееду к нему», «Священника Ходорковского могут лишить сана». Петр Щедров, один из сокамерников Ходорковского выйдет на нас и опубликует свои воспоминания. Затем наш спецкор Римма Ахмирова найдёт ещё двух сидельцев, и в сентябре «Собеседник» издаст книгу «Я сидел с Ходорковским». 

Это не фронда. «Собеседник» таким образом подтверждает давно заявленное право на независимость взглядов, позиций и суждений. Обстоятельство, особенно важное при общем тренде – ложиться под Кремль.

На обложке 1-го номера впервые за годы новейшего времени – рабочий. Правда, имя рабочему – Василий Шандыбин, и выступает он, скорее, как гламурный тусовщик, то есть «Собеседник» продолжает устоявшуюся в неделовой прессе традицию помещать на обложку узнаваемых персонажей. В этом же русле заигрывания с читателями, любящими читать «про звёзд», полоса светской хроники «Звездопад», и разовые публикации вроде «55-летняя Надежда Бабкина собралась рожать».

Продолжает выходить очередная вкладка «Собеседника» под названием «Послезавтра» – прогнозы от Дмитрия Быкова. К сожалению, ни одного прогноза к 30-летию «Собеседника» сделано не было. А любопытно было бы проверить! 

Среди наших колумнистов: экономист Евгений Ясин, авто-обозреватель «Эхо Москвы» Александр Пикуленко, знаток Борис Бурда (правда, у него не колонка, а целая кулинарная полоса), писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, тренер Шамиль Тарпищев, доктор медицинских наук Геннадий Цодиков, писательница и жена Дмитрия Быкова Ирина Лукьянова, шоумен, журналист-самородок и самый необязательный наш автор Отар Кушанашвили.

Наш постоянный автор и друг Лидия Иванова выступает в новом амплуа – телекритика. Сообщается, что с 2005 года ее колонка будет называться «Женщина в теле-«, а прежняя: «Ночная бабушка» – больше выходить не будет. Но желающие могут купить книгу «Записки «ночной бабушки», написанную на основе публикаций в нашем еженедельнике за три года. Забегая вперед, скажем, что «Женщину в теле» Лидия Иванова вела не так долго, как нам хотелось бы. Незаурядная личность, телеведущая и журналист, старомодно писавшая от руки крупным почерком (на странице умещалось лишь несколько предложений), светский хроникер и модница, в 2007 году Лидия Иванова ушла. Навсегда. 

В в рубрике «Карьера» под заголовком «Человек, которого не было» выходит очерк Олега Ролдугина о Михаиле Зурабове, самом одиозном члене российского правительства, который «сначала придумал пенсионную реформу, оборачивающуюся фарсом, а потом провернул монетизацию льгот, поставившую правительство на грань отставки». Зурабов стал символом антинародных решений властей, но самое показательное, что за этими решениями не просматривалось целесообразности, а вот коррупционные уши торчали. «Собеседник» в своей антизурабовщине был последовательным до конца, до тех пор, пока его по-тихому не ушли в советники президента. Увы, своих власть не сдаёт.

С 2005 года на полосе «Рублёвая зона» в рубрике «Квартирный вопрос» Елена Скворцова печатает комментарии депутата Госдумы Галины Хованской о Жилищном кодексе. Эта маленькая рубрика становится самой «интерактивной» – на неё огромное количество откликов читателей. В результате далеко не все вопросы получают освещение на страницах газеты – рождается идея книги вопросов-ответов «Жилищный вопрос». Позже она даст старт целому ряду подобных книжиц в серии «Библиотечка «Собеседника».

Собеседники «Собеседника»: Леонид Якубович, Софико Чиаурели, Василий Уткин, Виталий Гинзбург, Майя Плисецкая, Сергей Юрский, Дмитрий Дибров, Виктория Толстоганова, Яромир Ягр, Владимир Хотиненко, Петр Тодоровский, Владимир Соловьёв, Виталий Вульф, Борис Крюк, Ирина Богушевская, Гарри Каспаров, Людмила Артемьева, Ольга Дроздова, Юрий Айзеншпис (это было его последнее в жизни большое интервью), Борис Березовский, Генри Резник, Александр Адабашьян, Олег Табаков, Олег Романцев, Татьяна Лазарева, Михаил Ефремов, Борис Грачевский, Валерий Золотухин, Регина Дубовицкая, Александр Проханов, Гарик Сукачев, Инна Чурикова, Алексей Венедиктов.

Этот год начался с обвального падения рейтинга президента Владимира Путина. Несмотря на рост экономики, введение монетизации льгот снизило его популярность до 48 процентов (против 84 годом ранее). Столь низкой популярности в народе Путин не знал со времен «Курска». Впрочем, падение рейтинга оказалось временным. Цены на нефть и подъем курса рубля взяли-таки свое. С внутренних проблем все внимание, не без помощи государственных СМИ, переключилось на внешние. Если теракты – то в Европе, если непогода – то в США, если беспорядки – то не у нас. Тем более, что протесты против монетизации с началом года пошли на спад, а главные медиа-события 2005-го и в самом деле происходили вне России.

Бунт пенсионеров

Крупномасштабные акции протеста против монетизации льгот в России продолжались весь январь. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Если мэр Москвы Юрий Лужков сумел утихомирить недовольных, найдя в городском бюджете средства для поддержания льготников, то в Санкт-Петербурге протестующими перекрыты важнейшие магистрали - Невский и Московский проспекты. Один из лозунгов того месяца - «Народу-электричество, Чубайсу - электрический стул».

Уго против Буша

13 февраля президент Венесуэлы Уго Чавес начал кампанию по критике США в целом и их президента Джорджа Буша в частности. Волна критических заявлений усилилась после того, как американский проповедник Робертсон заявил: «Я ничего не знаю о планах убийства Уго Чавеса, однако, если он думает, что мы пытаемся убить его, я считаю, мы должны сделать это».

Против потепления

16 февраля Киотский протокол, ограничивающий выбросы в окружающую среду, вступил в силу. Россия его поддержала, США и Австралия нет.

Запах цветов

24 марта кризис власти в Киргизии своего апогея. При попытке разгона митинга на центральной площади Бишкека митингующие штурмом взяли Дом правительства. Президент Аскар Акаев бежал в Россию. Вслед за резиденцией правительства была разгромлена большая часть магазинов в центре города. Впоследствии эти события были названы Тюльпановой революцией.

Смерть папы

2 апреля умер папа римский Иоанн Павел II. Его преемником стал немецкий кардинал Йозеф Ратцингер, принявший имя Бенедикт XVI.

Удар веером

25 мая произошло масштабное отключение электричества на юге Москвы, а также в 25 городах Подмосковья, в Подольске, в Тульской и Калужской областях. На некоторых особо опасных производствах произошли аварии.

Лондон под угрозой

7 июля в столице Великобритании Лондоне произошла серия взрывов в вагонах метро и городских автобусах. Жертвами террористического акта стали 56 человек.

Избитая тема

В августе вспыхнул международный скандал с избиением в Польше детей российских дипломатов и «ответным» избиением поляков в Москве.

На оси зла

3 августа президентом Ирана стал Махму́д Ахмадинежа́д, который тут же начал серию выступлений против Израиля, ставя под сомнение существование холокоста и вправо на существование этого государства на карте мира. 

Такая позиция вызвала бурю протеста на Западе.

Смертоносная «Катрина»

29 августа объявлена эвакуация Нового Орлеана в связи с надвигающимся ураганом «Катрина», но у основной части населения (главным образом, афро-американского) денег на бегство не нашлось. Обрушившись на город, ураган уничтожил дамбы, и вода из Мексиканского залива затопила до 80% города. В городе начались мародерства и инфекционные заболевания. Для подавления вооружённого сопротивления в регион направлены войска.

Война предместий

28 октября в пригородах Парижа начались крупные беспорядки, которые продолжались несколько недель. Волнения спровоцировала смерть двоих подростков (тунисского и мавританского происхождения) в трансформаторной будке, где они прятались от полиции. В ходе погромов пострадал автобус с российскими туристами.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика